Александр Клюшев — Пауэрлифтинг сделал меня другим человеком
Глядя на Александра Клюшева, одного из сильнейших людей планеты и обладателя множества рекордов в силовом экстриме, ни за что не скажешь, что в детстве он боялся всего и поэтому был для своих сверстников «мальчиком для битья». Корреспондент AG побеседовал с выдающимся атлетом и выяснил, как мальчишке из крохотного провинциального городка удалось превратиться в настоящего богатыря земли русской и завоевать множество престижных международных титулов, в том числе стать обладателем звания самого сильного человека России. Встреча с прославленным спортсменом состоялась сразу же после прошедшего во Владивостоке командного турнира по силовому экстриму PACIFIC TEAM STRONG 3X3, где сборная России, лидером которой и является Александр Клюшев, завоевала первое место, опередив сибиряков и дальневосточников.
Александр, в первую очередь, традиционный биографический вопрос.
— Я родился 23 декабря 1983 года в городе Няндома Архангельской области, жил на своей родине до 2001 года, когда по приглашению тренеров приехал во Владимир, где продолжил заниматься спортом и поступил в университет. Догадываюсь, какой вопрос вы зададите далее, поэтому сразу же отвечу: в спорт пришел в пятом классе, стал заниматься борьбой дзюдо. Почему? Дело в том, что с первого класса меня очень часто, наверное, даже систематически, били. Я был очень застенчивым, вечно всего боялся, был самым настоящим трусом и не мог дать никому отпор. Но затем в моей жизни появилась борьба, стали приходить первые успехи, я сам стал меняться, изменилось и отношение одноклассников. Знаете, мальчишка, который до этого вечно меня лупил, вскоре сам записался в секцию и стал моим лучшим другом.
А как вы пришли в силовые виды спорта?
— Мой отец – бывший штангист, и, глядя на него, в 12 лет я попробовал стоя поднять вес в 90 кг. И у меня получилось! Могу сказать, что именно тогда я почувствовал себя по-настоящему сильным. Постепенно борьба отошла на второй план, секцию дзюдо я оставил в год окончания школы, и с тех пор я вплотную взялся за поднятие тяжестей, так и пришел в пауэрлифтинг.
Помните свой первый чемпионат? Первые медали?
— В 1996 году в мой родной город пришло положение об областном чемпионате по пауэрлифтингу среди юниоров. Я изучил документ и решил заявиться на эти соревнования. В Архангельске занял второе место и выполнил норматив второго взрослого разряда, что и стало для меня дорогой в большой спорт. Потом был вызов на юношеский чемпионат России, который тогда проводили в Калуге, где я занял третье место. А спустя год на очередном чемпионате страны в Ижевске состоялось мое знакомство с Сергеем Ивановым, заслуженным тренером России. Этот человек заметил меня и пригласил учиться и тренироваться во Владимир, на что я тут же согласился. И не зря – помимо продолжения спортивной карьеры, я получил работу и высшее образование по специальности «историк».
Как началась ваша карьера в силовом экстриме?
— Началась она с самого большого в моей жизни разочарования: в 2006 году в составе сборной России я ездил на чемпионат Европы по пауэрлифтингу, а за то время, пока мы были на сборах, сменились все разрешенные для спортсменов препараты, о чем никто из нас и не подозревал. До этого все допинг-тесты мы проходили нормально, а уже перед самым стартом соревнований оказалось, что наша фармакология находится под запретом. Итог: два года дисквалификации за превышение тестостерона, штраф и лишение всех наград. Следующие полгода я находился в настоящем шоке – все, к чему я стремился долгие годы, сорвалось в один момент. Ничего не хотелось, ничего вокруг для меня не существовало. Но случай свел меня с президентом Профессиональной лиги силового экстрима России Владимиром Турчинским. Мы, несколько дисквалифицированных ребят, приехали посмотреть на соревнования по силовому экстриму в качестве зрителей, а Владимир Евгеньевич подошел к нам и спросил: «И что, теперь вы просто сидите и отдыхаете? Давайте попробуем заняться делом!» И мы решились.
Каково было перестроиться, перейти из одного вида спорта в другой?
— Первые в моей жизни соревнования по силовому экстриму состоялись спустя год после той встречи с Турчинским. Я долго тренировался, но все же дисциплины и снаряды были совсем незнакомыми, как и правила. Честно говоря, было очень тяжело, и многое просто не получалось. Из 14 участников я занял шестое место, тот турнир потом показывали по телеканалу «Спорт», меня стали узнавать, и это было приятно. Так я и решил остаться в силовом экстриме. А затем, что называется, пошло-поехало: на Кубке России по силовому экстриму 2007 года я, будучи самым молодым участником турнира, занял третье место, и меня тут же пригласили в сборную страны. На командном чемпионате мира того же года, который состоялся в Киеве, мы стали бронзовыми призерами, а затем я выиграл III этап Кубка России, и для меня вновь начались выездные соревнования.
Только что состоялся командный турнир по силовому экстриму PACIFIC TEAMSTRONG 3X3. Во Владивосток вы приезжаете уже не в первый раз, наверное, уже сложилось собственное мнение о нашем городе?
— Впервые в вашем городе я побывал летом 2010 года и с тех пор не раз приезжал сюда для участия в различных соревнованиях. Владивосток мне очень нравится, за исключением двух моментов – погоды и масштабного строительства, которое здесь повсюду. Сколько раз я сюда ни приезжал – все время в городе идет дождь или морось и все время что-то строится. Думаю, что у приморских водителей и с тем, и с другим возникают большие сложности, и я не понимаю, на чем же по Владивостоку можно с комфортом ездить зимой. Кажется, что только на подготовленных джипах с огромными колесами.
Кстати, вы автомобилист?
— Сейчас у меня Ford C-MAX. Машину выбирал не по внешнему виду, а исходя из того, чтобы она была удобна для всей семьи. Дело в том, что мы живем во Владимире, а жена родом из Тамбова, поэтому поездки к теще за сотни километров – для нас привычное дело. В сентябре планирую сменить автомобиль, и уже принято решение приобрести также C-MAX, только последнего поколения. Вообще же за рулем я совсем недавно, только второй год, а моей первой машиной стала Lada 2115, в которую я просто не помещался, поэтому около года она стояла в гараже без движения, и ее пришлось продать.
Хотелось бы услышать о вашей семье. Как близкие относятся к вашему занятию силовым экстримом?
— Я женат, у нас с женой Еленой подрастает дочь Вика, в этом году она окончила первый класс, а четвертый член нашей семьи – кот Васька. К тому, что я постоянно тренируюсь, подолгу не бываю дома из-за различных соревнований, семья относится с пониманием, и по возможности я стараюсь брать с собой на соревнования жену. И она, и моя мама следят за моими выступлениями, но, когда к снаряду подхожу я, они всегда отворачиваются или не смотрят на экран, переживают, что я получу травму. И я их понимаю. Вообще, не хотелось бы пожелать своим детям повторения моей судьбы – гораздо лучше получить образование и зарабатывать деньги, что называется, головой. Конечно же, не забывая о здоровом образе жизни.
Насколько нам известно, в настоящее время вы получаете второе высшее образование?
— Да, несколько лет назад я получил диплом историка, а сейчас учусь на юриста. Получив квалификацию в этой области, я планирую продолжить работу в Федеральной службе судебных приставов или же попробовать себя в адвокатской деятельности. А еще есть предложение перейти в Госнаркоконтроль. Оно мне очень нравится ввиду ненависти ко всем, кто распространяет эту, простите, дрянь. Многие из моих знакомых в свое время употребляли наркотики, многих приходилось заставлять лечиться буквально силой. Я прекрасно понимаю, что наркота делает с людьми, и считаю, что с теми, кто наживается на этом горе, просто необходимо бороться.
В одном из ваших интервью была информация, что ранее вы служили в милиции. Почему место работы пришлось сменить?
— Несколько лет я был прикомандирован к УВД по городу Владимиру, в это время я был членом спортивного общества «Динамо» и выступал в сборной по пауэрлифтингу. Практически все мое время уходило на тренировки и соревнования, а затем началась реорганизация министерства, и всем спортсменам, музыкантам и прочим пришлось покинуть ряды сотрудников органов. Что на самом деле и правильно – допустим, ты занимаешься спортом, при этом получаешь зарплату и носишь погоны. У меня, к примеру, была лейтенантская должность. Пока ты выступаешь, ты нужен системе, а как только спортивная карьера заканчивается, то понимаешь, что никаких перспектив у тебя нет.
Чем планируете заниматься после окончания спортивной карьеры?
— Поначалу думал посвятить себя тренерской работе. Но в силовом экстриме это будет очень сложно – достойной молодежи, которая подходила бы для этого вида спорта по физическим параметрам, на всю страну буквально единицы. Мой единственный ученик – Александр Лысенко, как и я, ранее занимавшийся дзю-до. Он выступает в силовом экстриме только второй год, но уже делает большие успехи, поэтому я рад за него. И все же свою дальнейшую жизнь я планирую посвятить юриспруденции.
В каких соревнованиях вы планируете принять участие в ближайшее время?
— Во-первых, 13 августа во Владивостоке пройдет международный турнир PACIFIC STRONG: Russia VS USA, где мы с Михаилом Кокляевым будем соревноваться с американцами Тревисом Отрмайером и Майком Дженкинсом. Попробуем выяснить, кто кого. Также предстоят отборочные соревнования на турнир Arnold Strongman Classic и личный чемпионат мира по силовому экстриму. Но главное для меня не это: как только эти соревнования будут позади, хотелось бы завести второго ребенка, хочется сына.
Каков обычный день Александра Клюшева?
— Я работаю в Управлении Федеральной службы судебных приставов по городу Владимиру, в отделе розыска. В рабочие дни нужно встать в 5 часов утра, чтобы к 6 часам приехать на службу и получить оружие. В мои должностные обязанности входят поиск неплательщиков по судебным производствам и принудительная доставка нарушителей на судебные заседания. Работа обычно длится до 15.00, и во второй половине дня остается достаточно времени для тренировок.
Существует ли у вас какая-то особая диета?
— Нет, в еде я неприхотлив, с удовольствием ем то, что приготовит жена, и не какими-то очень большими порциями. Словом, ничего необычного. Не питаюсь и в каких-либо спортивных магазинах – ко многому из того, что там продается, отношусь с недоверием из-за отсутствия описания на русском языке, и кто знает, что в этом спортивном питании внутри. Другое дело – витамины, которые можно купить в любой аптеке. Травить свой организм не хочется, да и о том случае с дисквалификацией никогда не забываю.
Отличаются ли ваши обычные тренировки и занятия перед важными турнирами?
— В форме себя нужно поддерживать постоянно, поэтому тренировки посещаешь регулярно. Лично мне хватает 3-4 занятий в неделю по паре часов в день. Обычно незадолго перед соревнованиями организаторы объявляют, какие упражнения предстоит выполнить, и появляется возможность подтянуться в том, в чем не уверен. А уже перед самими соревнованиями, дня за четыре, отходишь от нагрузок и просто высыпаешься, набираешь массу, сосредотачиваешься. Дело в том, что силовой экстрим – это большие нагрузки не только в физическом, но и в моральном плане. Победа зависит в том числе и от настроя.
Остается ли время на какие-то увлечения?
— На самом деле, спорт и есть мое увлечение. Давным-давно, еще в детстве, когда жил в Архангельской области, любил ходить с родителями за грибами, сейчас же ничем подобным не занимаюсь. Ни охотой, ни рыбалкой, в отличие от многих. Хотя иногда все же хочется съездить на природу с друзьями, развести костер, пожарить шашлык – и это периодически удается.
Чем вы занимаетесь в свободное от тренировок время? Любимые книги, музыкальные предпочтения…
— Если честно, то читать я не люблю. А вот музыку слушаю самую разную, кроме танцевальной, – в ней не нравится, как звучат ударные, что отвлекает. Очень много свободного времени посвящаю фильмам, мы с женой предпочитаем отечественное кино – как классику, так и новинки. И пусть некоторые считают, что новые российские фильмы никуда не годятся, меня все в этих картинах устраивает, хотя и считаю, что их создателям следует прислушиваться к мнению критиков. Думаю, что останавливаться на достигнутом не стоит, нужно постоянно пробовать делать свою работу лучше, тогда и будет результат.
Одними из соперников вашей команды на состоявшемся только что турнире стала молодая сборная Дальнего Востока. Как можно оценить потенциал приморцев в силовом экстриме?
— Конечно, у вашей команды (на турнире PACIFIC TEAM STRONG 3X3 Дальний Восток представляли Сергей Никитенко, Сергей Горемыкин и Алексей Тимофеев, – прим. авт.) есть перспективы, но на сегодняшний день не хватает не только физической подготовки и опыта, но и техники – я видел очень много технических ошибок с их стороны. Впрочем, думаю, что это поправимо, ведь атлеты из сборной Сибири (Александр Манцеров, Михаил Шивляков и Юрий Колмаков, – прим. авт.) были так же слабо подготовлены всего пару лет тому назад, а теперь они составляют нам отличную конкуренцию. Главное – не сдаваться.
Напоследок хотелось бы услышать советы и пожелания для наших читателей.
– Хочется посоветовать всем любить спорт, поддерживать себя в хорошей форме и не забывать в нашем суетном мире об отдыхе – как о моральном, так и о физическом. А пожеланий может быть очень много, но мало чего можно добиться без крепкого здоровья, которое должно быть у каждого.
Лучшие достижения Александра Клюшева:
- Заслуженный мастер спорта России по пауэрлифтингу
- Двукратный Чемпион мира по пауэрлифтингу среди юниоров (2004 и 2005 г.)
- Победитель Чемпионата Европы по пауэрлифтингу (2006 г.)
- Самый сильный человек России (2009 г.)
Читать еще: Александр Клюшев — Славный сын русского Севера!