Статья написана конечно же не под реалии силовых видов спорта, очень часто в ней упоминаются танцы, что возможно оттолкнет Вас при прочтении, но не обращайте на это внимание, статья действительно интересная и несет в себе много полезной и нужной информации для Вас по теме «Предотвращение травмы колена».
Давайте представим: опаздывая на занятие, вы мчитесь вверх по ступенькам и вдруг спотыкаетесь. Но ничего страшного! Немного неприятных мгновений. Вы не чувствуете никакой серьезной боли, только мимолетное ощущение в колене, принявшем на себя удар. Но ведь для этого оно и существует! Итак, мы думаем, что ничего не случилось, и идем на занятие.
Учитель решает немного оживить урок и знакомит класс с «аморальным» движением – «lay back». Когда вы его исполняете, оно кажется вам невинным и элементарным, но выглядит здорово и создается впечатление отвязности танца. «Lay back» встречается в сальсе, меренге, мамбо, ча-ча-ча и CeRoc’е (французском подвиде джайва – пр. пер.). По существу, все, что требуется от вас и вашей партнерши – подогнуть колени, отставить заднюю часть и сделать потряхивания верхней частью тела. Это плавное движение, но большинство начинающих ошибаются в нем, неправильно истолковывая: они едва ли не садятся на корточки и одновременно с этим резко выставляют зад. Разумеется, вся утонченность движения при этом испаряется, и вдобавок на бедра и мышцы спины ложится большая нагрузка — танцор теряет равновесие и тело автоматически компенсирует это, смещая центр тяжести на колени и лодыжки. Мужчины страдают больше, потому что им вдобавок приходится поддерживать женщин (вообще, мужчины и женщины обязаны держать свой вес самостоятельно).
В общем, ситуация такая, что никто из учеников не может выполнить это движение так, чтобы учитель остался доволен, и поэтому он заставляет класс повторять его снова и снова. Вечером по пути домой в вашем колене появляется слабая тупая боль. Утром вы обнаруживаете, что колено болит очень сильно. Что случилось?
Колено
Для типичного танцора сгибание и выпрямление колена не доставляет особенных проблем, поскольку крепкие связки надежно защищают коленный сустав. Однако во время неполного сгибания (такого как, например, в «lay back»), связки совершают движение более протяженное чем то, которое сустав может принять безопасно. Растяжение связок – это нормальная функция человеческого тела, позволяющая сгибать колено, и вы пользуетесь ей постоянно, когда просто гуляете или поднимаетесь по ступенькам. Тело справляется с нагрузкой во время каждого вашего шага, выпрямления ноги и переноса веса с одной ноги на другую.
На танцевальных занятиях проблемы начинаются, когда колено остается в согнутом состоянии долгий промежуток времени. Так может произойти, если, например, учитель одно за одним заставляет вас повторять различные движения тела. Если у вас незалеченная травма колена, в такой ситуации готовьтесь к обострению. Готовьтесь к проблемам и в случае, если вы какое-то время не танцевали. Возможно, ваши ослабленные колени не смогут адаптироваться к нагрузкам танца – тогда дело чревато травмой. Если вы почувствуете малейший дискомфорт, немедленно встаньте, выпрямитесь и зафиксируйте колено, и только спустя некоторое время сгибайте его снова. Вы можете заметить, что ваши учителя поступают точно так же! Если дискомфорт сохранится, присядьте и дайте колену отдохнуть, а еще лучше — совершите медленную прогулку.
Вспомните, в нашем воображаемом сценарии вы споткнулись о ступеньку и потом побежали в класс. Та боль, которую вы почувствовали, могла скрыть повреждение хряща. Когда вы бежали по ступенькам, то сгибали колени — поэтому во время удара колено было дестабилизировано и лишено естественной защиты от травмы.
Даже при самом простом движении, таком как перенос веса с одной ноги на другую, как, например, в базе латины, вы напрягаете медиальную связку. Мускулы, окружающие колено, примут на себя часть этого напряжения, но любой внезапный поворот может оказаться решающим. Связка растянет хрящ, а хрящ ответит смещением. Именно так случилось, когда вы растянулись на ступеньках. А танец после такой травмы привел к еще большему смещению – и вот почему на следующее утро разболелось колено. Если эта история с вами произошла по-настоящему, а не по моему сценарию, то советую положить на колено лед и пригласить доктора.
Давайте с вами изучим анатомию колена.
Анатомия колена
По причине того, что большую часть времени вы на ногах и колени принимают на себя большую часть вашего веса, коленный сустав – это самый трудноизлечимый из всех суставов. Растяжение связок голеностопного сустава лечится довольно быстро, колено же может отнять втрое больше времени и никогда не восстановиться полностью. Колено – очень тонкая часть организма; это один из самых сложных суставов тела. Его строение таково: между двумя мыщелками спереди расположена надколенниковая поверхность – это наружная сторона коленной чашечки. Сзади мыщелки образуют углубление — межмыщелковую ямку. По обе стороны есть защита – надмыщелки. Коленный сустав – это место, где большая берцовая кость соединяется с бедром. Это соединение позволяет колену двигаться. Хотя сустав предназначен для движений вверх-вниз, при сгибании колена также возможно легкое вращение. Если мыщцы и связки, окружающие сустав, недостаточно надежны, то поворот сустава может повлечь за собой травму. Регулярные упражнения на растяжку снижают риск повреждения колена.
Коленная чашечка прикреплена к большой берцовой кости связочной тканью, а сверху она крепится при помощи четырехглавой мышцы бедра на его передней стороне. Эта мышца используется телом для выпрямления коленного сустава.
Проблема может появиться, если вы переборщите со скоростью выпрямления колена – четырехглавая мышца дернет коленную чашечку слишком быстро. Это может привести к растяжению либо связки, прикрепляющей коленную чашечку к большой берцовой кости, либо сухожилия мышц спереди и сзади колена. Как следствие – боль, над или под коленом. В этом случае советуют отдыхать три дня, лечить колено и следить за тем, чтобы не происходило никаких резких движений. А предотвратить травму можно, танцуя спокойно и аккуратно, избегая отрывистых движений, которые слишком сильно нагружают мышцы и суставы.
В случае, если вы повредили колено, вы можете испытать определенные неудобства из-за уменьшения или, наоборот, увеличения его подвижности. Тогда стоит выполнять упражнения на растяжку. Со временем колено может восстановиться, но очень вам советую навестить врача, чтобы убедиться в том, что под коленной чашечкой нет воспаления или других неприятностей, которые могут вызвать новые проблемы. Воспаление вообще может привести к операции и временному прощанию с танцем.
Женщины особенно подвержены вывиху коленной чашечки. Часто они чувствуют, как она с щелканьем ходит туда-сюда. Если коленная чашечка в самом деле сдвигается с места, это может означать, что четырехглавая мышца находится в плохом состоянии и недостаточно сильна; а возможно, причина в плохом выравнивании ног. Смещения чаще случаются у женщин потому, что строение их бедер увеличивает угол натяжения сухожилия четырехглавой мышцей. Как правило, в случае проблем с коленями женщинам требуются соответствующие упражнения или перемены в технике танца.
И у мужчин и у женщин вывих коленной чашечки может вызвать удар об колено, когда оно находится в расслабленном состоянии. Данное воздействие заставит сустав двигаться в неестественном направлении, сгибаясь внутрь, и вызовет повреждение связок. Главный симптом травмы – невозможность согнуть ногу. Воспользуйтесь льдом, забинтуйте колено и откажитесь от танца и активных движений ногой на две-три недели. И советую сходить к врачу.
Как правило, колени достаточно прочны, чтобы выстоять в большинстве ситуаций, но танец создает такие нагрузки, которых не бывает в бытовой жизни. Если вы осознаете вероятные последствия травмы, вы должны выполнять упражнения, которые укрепляют мышцы и растягивают связки, защищающие колено.
Если, как в нашем воображаемом сценарии, вам не посчастливится упасть на ступеньках, вы должны знать о сигналах опасности, оберегающих от длительной или неисправимой поломки, которая может принудить вас попрощаться с танцем.
Читать еще по теме: Боль во внутренней части колена
Осознание пределов возможностей тела поможет вам развить танцевальную технику в соответствии с вашими физическими способностями. Не существует правильных и неправильных способов исполнения танцевального движения: танец смотрится хорошо, когда танцуешь без усилий. Тело у каждого разное! Используйте же собственное так, чтобы от него была выгода, а не травмы.
Вспомните! Одна из историй о создании меренге рассказывает о хромом генерале армии. Он был очень и очень ограничен в движениях. Но им восхищались – только потому, что он признал эти ограничения и использовал их для своей выгоды. Надеюсь, вы будете делать так же!
Автор: Paul F. Clifford