Реферат на тему: Религия и спорт, автор: Владимир Жогов
Наличие духовной составляющей в человеке, это то, что отличает его от окружающего тварного животного мира. Человек состоит из духовного и физического начал, которые в течении всей земной жизни неразделимы. Он наделен разумом, в плане осознания окружающего мира и себя в этом мире, что опять же отличает нас от животных. Мы являемся образом и подобием Божиим в мире. Отзвук образа и подобия Божьего в нас это трихотомичная природа нашего естества, согласно учению св. Отцов. Богословское мнение о трихотомии нашего естества, заключается в том, что мы состоим из Духа, души и тела. При этом Дух есть высшая часть души, которая всегда направлена к своему Творцу, в отличии от души как таковой, которую мы можем направлять сами. Исходя из этого, четко видно, что пренебрежение одним из компонентов нашей трихотомичной природы, может повлечь за собой нарушение тонкого баланса в ней и тем самым может привести к искажению, т.е все большей и большей удобопреклонности ко греху. Что бы это не происходило, нужно воспитывать и смирять свое тело, посредством поста, физического труда. Как альтернатива физическому труду, или в дополнение к нему, может выступать физическая культура, а так же она может оказывать, при правильном подходе и отношению к ней, благотворное влияние и помощь в духовно нравственном возрастании. В эпоху 90х, во время глобальных перемен в государстве, наблюдался резкий всплеск бандитизма и не секрет, что основной ударной и движущей силой этого процесса явились выходцы из спортзалов. Церковь не должна оставлять без своей благодатной помощи и наставления тех, кто находится в определенной зоне риска. А зачастую именно там находятся молодые спортсмены. Но чем же ценен спорт? В первую очередь, тем что воспитывает в человеке упорство, целеустремленность, привычку доводить до логического конца любое начатое дело, постепенный переход от простого к более сложному, т.е не форсированное, а поступательное развитие. Вспомним слова апостола Павла ”Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах. “Во многом благодаря занятиям в спортивной секции, у воспитанников формируется патриотизм, благодаря осознанию того, что те навыки, тот характер, те развитые физические качества, которые они приобрели в процессе долгих и изнурительных тренировок, они получили в родной или ставшей для них родной стране или городе. Для христианина патриотизм является исполнением двуединой заповеди о любви к Богу и ближним Вновь обратимся к словам апостола Павла: “Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.” Для большинства людей, особенно в Росси, патриотизм не мыслим без православной веры, ведь вся история и культура нашей страны неразрывно связана в своем развитии с Православной верой и становлением Русской Православной Церкви. Самосознание русскими себя как единого народа происходило при непосредственном влиянии православной веры. Это прекрасно видно из рассмотрения одного из самых непростых и драматичных периодов нашей истории – периода монгольского ига и борьбы с ним. Для верующего человека несомненен тот факт, что иго явилось тем искупительным Божьим наказанием народу за братоубийственные распри, результатом которого явилось консолидация всего русского народа. Основным фактором этого процесса явилась православная вера, ведь она была общей для жителей всех княжеств. Впервые примирившись и объединившись, Русь вывела на Куликово поле огромное воинство, сильное не только мощью своего оружия, но и что немаловажно, единой верой. На Куликовом поле бились и побеждали люди сильные телом и духом т.е имеющие здоровое монолитное человеческое естество, не столь искаженное действием греха. На мой взгляд, задача спортивного и патриотического воспитания, состоит в том, чтобы пробудить в человеке эти черты, некогда присущие нашим славным предкам и указать ему истинный жизненный путь сообщенный нам Спасителем и открываемый в своей полноте, в учении православной церкви. Одну из главных ролей в деле полноценного развития и воспитания человека на основе православной веры, патриотизма и спорта, играет личность наставника. Для молодых спортсменов такими личностями становятся их тренера, зачастую, для ребенка из неполной семьи, тренер отчасти заменяет отца и берет на себя некоторые его функции. На таком человеке лежит большая ответственность, ведь во многом под его влиянием будут формироваться убеждения юного спортсмена. Очень часто спорт предоставляет человеку возможность совершения такого выбора. В частности когда стоит вопрос о принципе “фейрл плей” (честной игры), победить ценой обмана или проиграть с честью, нанести заведомо слабому сопернику тяжкие увечья, поднявшись тем самым в своих глазах, или при помощи своей победы не только сохранить его физическое и психическое здоровье, но и оказав ему уважение, сделать так, чтоб это поражение обогатило его духовно и дало новые силы и желание для дальнейшего совершенствования. Исходя из этого смысл единоборств в понимании православного христианина может заключаться еще и в том, что бы благодаря своей силе и преимуществу в техническом плане, дать своему сопернику стимул для дальнейшего развития и совершенствования, а не в коей мере не наносить ему непоправимый вред. Таковых приемов масса, но несомненно одно, что что основой спортивной борьбы и патриотизма является нравственность и духовность, а они в свою очередь не могут быть абстрактными а являются религиозно укорененными.
Очень часто спортсмен добиваясь определенных высот, а порой и раньше начинает задумываться о целях и смысле своих тренировок. Пытаясь найти ответ на этот волнующий вопрос, спортсмен невольно начинает задумываться над смыслом всех своих действий вообще, над методами достижения целей и над наличием целей более глубоких, чем просто выигрыш медалей или приза, над тем что далеко не всегда лежит на поверхности спортивной борьбы. В Священном Писании Нового Завета, есть удивительное по своему содержанию место, а именно «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного.»(1Кор 9:24-25) В этом отрывке проводится весьма интересная параллель между состязанием спортивным и духовным возрастанием. Если задуматься над смыслом сказанных апостолом слов, то совершенно четко представляются два момента во первых, что недостаточно просто уверовать и вступить в Церковь Христову, это лишь начало пути по духовному возрастанию, который нужно пройти безукоризненно весь, так чтобы получить «венок нетленный», для более наглядного примера этому лучше всего подойдет забег спортсмена на определенную дистанцию, на всем протяжении которого он не может допустить ошибку, иначе цель не будет достигнута. Сходство борьбы спортивной и борьбы духовной, представляется вполне очевидным, исходя из этого мне представляется возможным перенесение ряда спортивных принципов и инструментов благодаря которым достигается победа в спорте, для преодоления с наименьшими падениями пути духовного, начинающегося крещением и заканчивающимся телесной смертью. Но о каких спортивных инструментах уместно в этом случае вести речь, ведь явно не о силе, скорости и выносливости? Речь пойдет о тех которые не лежат на поверхности спортивной борьбы да и жизни вообще. Этих инструментов масса, но мы более подробно остановимся на понятии воля, которое еще до воплощения Христа находило свое отражение в философии. При отсутствие такого качества как сформированная сильная воля, невозможно добиться спортивного успеха и в тоже время спорт ее и формирует Но сила воли – одна из врожденных, естественных сил человеческой души. Она не связана напрямую с духовно-нравственным совершенством человека и может быть направлена как на добро, так и на зло. Человек с сильной волей может быть и вне Церкви, вне благодатной жизни. Нечто похожее на силу воли демонстрируют даже злоумышленники, когда оказываются готовыми пожертвовать своей жизнью в момент совершения преступления.
Кроме того, если сильная воля не укрепляется действием Божественной благодати, она может быть легко утрачена человеком. Для того чтобы этот инструмент служил человеку во благо, необходимо воспитание духа и его силы. Именно здесь и вступают во взаимодействие спортивное, укрепившее волю и духовное эту волю обуздавшее и направившее во благо. Сила духа – сила высшей сферы человеческой души, которая в православной аскетике и именуется духом. Дух по своей природе всегда обращен к Богу, и он не может считаться сильным, если человеческое сердце не исполнено светом Божественной благодати, если в глубине его еще не изжиты грубые страстные влечения. Действие духа всегда руководится Промыслом Божиим и направлено только на добрые деяния, угодные Богу. Чем ближе человек к познанию истинного Бога, чем более его сердце освящено действием Божественной благодати, чем более свободно оно от страстей – тем сильнее дух человека. Согласно православному пониманию, быть сильным духом вне истинной веры и Церкви невозможно. Поэтому для укрепления собственно силы воли существуют два пути. Во-первых, путь духовный – через очищение сердца от греховных недугов, через приближение его к Богу. Во-вторых, путь естественный – через правильное воспитание, через осознание ответственности за все свои поступки, через любовь к своей Родине и народу, через служение ближним, а так же и через физическое развитие тела. Только с помощью духовных упражнений, пренебрегая, например, воспитанием и физической подготовкой, волю сильной сделать не удастся. Но и пренебрежение духовной жизнью в пользу активных тренировок делает волю человека ущербной, а силу ее – ограниченной. Для формирования сильной личности христианина необходим баланс и строгое подчинение ума, воли и физической силы сильному духу.
Проблема современного нам общества, в слабости мужчин во всех смыслах. Корни этого в отсутствии православного воспитания в семьях, в результате которого, ребенок вырастал в настоящего мужа верного до конца жизни супруге, отца не при каких обстоятельствах не бросающего своих детей и война достойно относящимся к поверженным врагам, а не палачом или животным, захватывающим в заложники беззащитных женщин и детей. К сожалению, в большинстве современных семей, все чаще ребенок становится центром семьи, где все начиная с родителей, потакают его слабостям. Кроме всего прочего, сильных, благополучных семей у нас сегодня очень и очень мало. С другой стороны попросту осуждение физического совершенствования отдельными лицами по причине якобы отсутствия духовности в нем. Но порой забывают, что Спаситель сказал нам: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»(Ин 15:12-13) и Православная Церковь таких воззрений никогда не разделяла. Более того, во многих обителях Древней Руси был и арсенал оружия, и монахи, обученные воинскому делу.
Сами же монастыри нередко представляли собой надежные крепости, способные дать отпор в случае вражеского нападения и укрыть за своими стенами не только братию, но и беззащитных мирных людей. Я уже не говорю о том, что владение боевым искусством на Руси всячески поощрялось для мирян, независимо от их происхождения и благородства. Ведь начало регулярной армии у нас было положено только в XVIII веке.
P.S
Для того чтоб такой инструмент как сила воли не затухал, работал во благо человеку и окружающему его обществу, он должен укрепляться Божественной Благодатью, действующей через человеческий дух как через высшую часть души направленной и открытой к восприятию этой Благодати. Поистине сильной человеческую волю, можно будет назвать только тогда, когда она будет обуздана, преображенным светом христианской истины, духом. В этом случае воля будет направлена только к добру и будет способна принести немало пользы в деле духовного возрастания личности и в любом общественно полезном труде. В данном случае спорт представляется сферой которая при правильном ее понимании способна предоставить действенные средства которые пойдут на пользу духовному росту.
Немного об авторе:
Владимир Жогов, город Ярославль, выпускник ЯГПУ им. К.Д Ушинского исторический факультет, кафедра Теологии. Имеет звание КМС России по пауэрлифтингу и первый спортивный разряд по боксу, неоднократный победитель и призер областных студенческих первенств по жиму лежа, а также призер чемпионата Северо Запада России по пауэрлифтингу 2012 года