Алексей Серебряков — это достаточно известное в мире пауэрлифтинга и стронгмена имя, данный материал задумывался мною, как возможность максимально широко раскрыть таланты Серебрякова Алексея, рассказать о его становлении, как известного спортсмена пауэрлифтинга и стронгмена, а также дать возможность читателям узнать всю глубину его многогранной натуры и познакомиться с его творчеством — Сергей Длужневский
Сергей Длужневский: Алексей, доброго дня, давай начнем разговор с рассказа о том, когда и где ты родился? Готовясь к интервью, я прочитал много ранее опубликованных статей о тебе, везде упоминается о том, что ты с самого раннего детства увлекался спортом, давай подробнее остановимся на данном моменте?
Алексей Серебряков: Родился я в Челябинске, в 1978 году в июне, в обычном советском роддоме, когда мне исполнился год мы всей семьей переехали с района ЧМЗ в район Северо — Запад. Надо сказать, что район ЧМЗ он очень специфичен, его в Челябинске называют «город в городе», люди там отличаются от людей в центре города даже внешне, там своя субкультура, своя мода, в свое время там даже был магазин «Адидас» в котором не продавались совсем цветные вещи, потому как их не покупали, на ЧМЗ все носили темную или серую одежду, все остальное считалось не брутальным, не правильным ))) Заводчане это звучит сейчас гордо, заработные платы им существенно подняли, мастер какого-нибудь цеха сегодня – это довольно обеспеченный человек, раньше конечно все было совсем иначе.. Мне было бы очень интересно сходить на завод, внутрь его, как ни странно часто бывая у друзей в школьные годы в «заводском» районе я так и не был на самом заводе, был на Украине на предприятии Запорожсталь, мы там выступали недавно по силовому экстриму, был на металлургическом заводе в Магнитогорске, размеры его поражают просто, проезжая по городу слева от тебя бесконечно тянется завод, это конечно потрясающе, а вот у себя на родном заводе я не был..
Спорт в мой жизни был всегда, он был для меня всегда чем то естественным, таким же, как потребность в еде и воде, например. Воспитывали меня мама, бабушка и дедушка и именно он был изначально моим наставником в спортивном направлении, он был бухгалтером на Ремзаводе – заводе ремонтирующем военные самолеты, был очень уважаемым и довольно жестким человеком, очень любил силовые виды спорта и поощрял мои тренировки, самостоятельно сделал мне дома турник, показал все эти подтягивания, подъемы с переворотом и так далее.. Я всегда стремился быть лучшим, дед это поощрял, именно спорт в то время для меня был способом проявить себя. Мы с друзьями целыми днями пропадали на улице, домой забегали лишь поесть, мы могли полдня просидеть на турниках, бывали, я помню дни, когда мы с 10 утра и до часу дня не слезали просто с них, там же беседовали, обсуждали какие то вещи и постоянно, что то на спор делали, мы вечно соревновались друг с другом — прыжки в высоту, прыжки в длину, подтягивания и разные другие упражнения на перекладине. В школе я участвовал во всех спортивных мероприятиях и уже в одиннадцать лет я выигрывал общешкольные соревнования, побеждая старшеклассников, у меня тогда помню, прыжок в длину с места был три метра шесть сантиметров, это достаточно неплохой результат, мои сверстники прыгали тогда на 2.40-2.50. Я некоторое время ездил за школу выступать по легкой атлетике, у меня получалось довольно успешно во всех видах спорта, где не нужна выносливость, вот там я практически всегда выигрывал, причем, совсем не обладая правильной техникой, совсем не тренируясь профильно, тогда мне для победы банально хватало своей силы.
Сергей Длужневский: Леша, я слушаю тебя и ловлю себя на мысли, что твой рассказ перекликается с моим недавним интервью с Сергеем Драганом, он, тоже рассказывая о своем детстве, затронул тему турников, очень позитивно и положительно отзываясь о модном и неоднозначном ныне виде спорта — Street Workout, выскажись, пожалуйста, на эту тему? Как ты относишься к глупому, на мой взгляд, спору в интернете и социальных сетях между «турникменами» и «качками»?
Алексей Серебряков: А какое у меня может быть отношение? Я думаю, то, что делают эти ребята на турниках на улице, великий Алексей Немов, да даже любой рядовой мастер спорта международного класса по спортивной гимнастике сможет сделать, поэтому я не считаю Street Workout видом спорта, вернее всего это — это спортивная гимнастика упрощенная и перенесенная на улицу и поэтому я немного не понимаю истерию по поводу турников и «турникменов». Ссориться однозначно не нужно, данное движение, считаю хорошим и нужным и я уверен на 100%, что именно работа с собственным телом и является лучшим начинанием для подростка желающего заложить силовую базу в развитии своего тела.
Сергей Длужневский: Я знаю, что ты начинал как бодибилдер, выступал даже некоторое время на соревнованиях по данному виду спорта, расскажи подробнее об этом факте своей биографии? Может есть фотографии того периода, я думаю нашим читателям было бы интересно на них взглянуть.
Алексей Серебряков: Ты можешь взять мои фотографии со страницы Вконтакте, где мне четырнадцать лет, там я около года уже тренируюсь с железом и имею, скажем, так неплохую форму для данного стажа и возраста, все сверстники в районе меня уже тогда знали, именно из за моего тела и силы. По бодибилдингу я выступал очень короткое время, весил я порядка ста килограммов, был достаточно сухой и фактурный, выигрывал на городских и был призером областных турниров, особо этот спорт меня не увлек, да и после того, как я выступил по пауэрлифтингу, почувствовал свою силу и вкус победы я уже и думать о нем забыл.
Сергей Длужневский: Расскажи о раннем периоде своих тренировок, каким ты был, когда пришел в тренажерный зал, насколько быстрым был твой прогресс тогда, кто был твоим тренером и кто являлся для тебя тогда ориентиром или образцом для подражания?
Алексей Серебряков: Тренируясь в разных залах, мы всегда знали друг о друге, о тех, кто был сверстником и был увлечен «железом», всегда следили за тем, кто, где и сколько поднимает, стремились заочно соревноваться в этом, я помню в 16 лет я жал 150-155 килограммов и был в городе еще один парнишка равный со мною по силам, он сейчас по силовому экстриму у Эльбруса Нигматуллина выступает и вот мы с ним вечно друг с другом соревновались, то он меня пережмет на пару килограммов, то я его.
Когда я только пришел в зал, руководителем его был Юрий Николаевич Серебрянников, он у нас теперь министр спорта Челябинской области, так вот уже тогда там была очень серьезная команда пауэрлифтеров, она уже по всей России гремела, там были такие ребята как: Василий Савиных, Эльбрус Нигматуллин, Сергей Гарин, Владислав Новокрещенов и Фатхитдин Хафизов и вот именно они начали меня подначивать попробовать свои силы в пауэрлифтинге, они же видели, что поднимаю я неплохо, парень я амбициозный и крепкий и начали они меня «обрабатывать». И решил я доказать этим ребятам, что силен я не только в спортивном зале, но и на помосте смогу себя показать и вот я начал подготовку на областной турнир, потом я выступил в Саранске на юниорской России вроде, выполнил официально норматив мастера спорта и в итоге захлестнул меня пауэрлифтинг окончательно.
Тренера как такого у меня никогда не было, и мне часто говорят, что причиной всех моих травм было именно то, что я все время шел по пути практики, не принимая ничего на веру, а вечно экспериментируя над собою, но все же в окружении моем были ребята, к которым я всегда прислушивался — это Владислав Новокрещенов, Олег Бахтинов и Юрий Гуськов, Александр Габов. Я недавно видел кандидатскую работу Владислава Новокрещенова, в ее основу легла именно наша с ним подготовка к выполнению норматива «мастер спорта международного класса», это тогда когда я выиграл чемпионат России, там много внимания он уделяет моим личностным качествам, методам настроя и так далее – очень интересная работа на мой взгляд.
Когда я начинал заниматься пауэрлифтингом информации о нем было очень мало, поэтому я знал лишь только об очень известных в мире спортсменах, таких как Фред Хэтфилд и Эд Коэн, но ориентиром для меня все же всегда был Кирк Карвовски, я однозначно симпатизировал ему, следил за его карьерой, мне нравился его внешний вид, я был очарован его силой и меня воодушевлял его 455-ти килограммовый присед. Я помню, что кто то из друзей привез из заграницы пару журналов, где были фотографии и статьи о Кирке, я перевел их и узнал, что его рацион питания очень похож на мой собственный, это, конечно же, меня еще сильнее привлекло к изучению его персоны.
Сергей Длужневский: Скажи, а из пауэрлифтеров СССР и России у тебя был в начале карьеры кто-нибудь на кого ты ровнялся, кому ты импонировал и к чьим результатам ты стремился приблизиться или хотел бы превзойти?
Алексей Серебряков: Ты знаешь, нет, никого не было, не такая уж большая и богатая история у отечественного пауэрлифтинга тогда была, чтобы найти себе идола или образец для подражания. Я считаю, что мы сами по большому счету писали эту историю! Единственный человек кого я бы отметил и кем интересовался из российских спортсменов — силовиков, это был Владимир Миронов, но, к сожалению, лично я с ним познакомиться не успел, потому как он трагически погиб в 1996 году.
Как личность, для меня на начальной стадии, конечно же, кумиром был Арнольд Шварценеггер, я даже не буду оригинальничать, и называть кого-нибудь другого, однозначно пример Арнольда и его фильмы воодушевляли меня, именно он сделал для спорта и его популяризации намного больше, чем какие либо политики или пропагандисты здорового образа жизни. Я считаю, что популяризировать спорт и здоровый образ жизни нужно не запретами, а примерами и я лично против всех этих перегибов и максимализма насчет курения и приема алкоголя, я не вижу ничего страшного в том, чтобы иногда выкурить сигарету или выпить бутылочку пива, всему есть мера и ее необходимо знать и если у тебя есть цель, то ничто и никогда тебя не остановит о ее реализации.
Сергей Длужневский: Раз уж мы затронули с тобою эту ныне модную тему, то давай более обширно обсудим эту истерию, которая развивается сейчас в интернете и социальных сетах под название «ЗОЖ» или «Здоровый образ жизни»? Как ты относишься к этим категоричным высказываниям насчет курения табака и приема алкоголя?
Алексей Серебряков: По моему мнению, это такая блевотина!)) Это я считаю, говорят люди, которые не добились ничего стоящего в жизни, гений, он и есть гений, он живет на полную катушку, ничто человеческое ему не чуждо, его бросает от одной крайности к другой, именно в этом и есть чемпионский характер, я считаю, а все эти нравоучения и перегибы вызывают у меня лишь отрицательную реакцию. На своей практике я неоднократно убеждался в этом, готовясь к какому-нибудь важному турниру, я начинал жестко «режимить» и отказывать себе в приеме даже небольших доз алкоголя или табака и мои результаты в итоге парадоксально были ниже, чем я рассчитывал, всему причиной я считаю, эта мнимая важность и значимость к данным запретам и ограничениям, к этому нужно относится проще, Арнольд объяснял это так: — «Если вы сидите за столом и в паре метров от вас находится корзина с мусором, скомкайте листок бумаги и, не задумываясь, швырните его туда, вернее всего, что вы попадете, а вот если вы начнете думать об этом, примеряться и нацеливаться, то все эти манипуляции наоборот могут вам помешать в достижении цели» Чтобы одно не мешало другому нужно просто верно расставлять приоритеты и тогда, вы не будете себя ничего лишать и в то же время, будете точно знать, когда вовремя остановиться и не навредить своей цели. Мы можем пойти дальше в своем обсуждении и немного пофилософствовать на эту тему, вспомни, как древние славяне делали на своем теле небольшие надрезы, тем самым веря, в то, что это избавит их от смерти и тяжелых ранений в бою или, например, давай вспомним, как язычники приносили жертвы зверей или птиц, чтобы избежать более серьезных жертв или катастроф.
Сергей Длужневский: Леша, я понял твою точку зрения на данный вопрос, она очень схожа с моей, причина того, что я попытался развить этот вопрос еще в том, что совсем недавно в сети на странице Михаила Кокляева Вконтакте было выложено видео, где вы с ним на спор пьете пиво в баре и в итоге это вызвало очень бурное обсуждение и многие критиковали вас за пропаганду алкоголя…
Алексей Серебряков: История этого видео на самом деле очень интересна, это пиво изготовлено на заводе нашего общего друга, он настоящий фанатик своего дела, когда то он решил построить самый лучший пивной завод в России, он долго шел к этому, несколько лет учился этому делу, его пиво высочайшего качества, оно уникальное, действительно живое, его вкус и запах изумительный просто, его однозначно нельзя сравнивать с тем пивом, которое нам продают в магазинах и ларьках. Да и вообще я считаю, что нам с Кокляевым точно уж можно иногда выпить, мы заслужили это, а вот когда спортсмены сидят и не пьют, вот это настораживает ))) Небольшие дозы алкоголя расслабляют психику и это в итоге дает возможность не перегореть, потому как перегрузка ЦНС это самое тяжелое из различных форм перетренированности. Чтобы знать меру и не навредить себе приемом алкоголя существует культура пития, традиции и правила, это должно быть определенным философским актом, вокруг тебя должна быть хорошая и дружная компания, беседа с этими людьми должна нести тебе позитив. Сам выбор напитков тоже должен быть обдуманным и соответствовать тому, что стоит на столе, это очень важно и тонко я считаю, например, скушав свежее яблоко, ты скрадываешь все удовольствие от выпитого напитка, а вот моченое яблоко было бы в данном случае в самый раз. Солодовый виски, текила, граппа или водка – все эти напитки требуют своего антуража, свои определенные блюда, вся соль в том, чтобы пить не ради того, чтобы напиться, а ради получения удовольствия от вкуса, выпитого, съеденного, от расслабления и приятного общения.
Сергей Длужневский: Леша, расскажи о том, как ты пришел в пауэрлифтинг? Какие были твои первые соревновательные результаты? Я знаю, что ты неоднократно становился рекордсменом России в приседаниях среди юниоров, хотелось бы подробнее, чтобы ты рассказал об этом. Расскажи о том, как ты впервые собрал сумму норматива мастера спорта международного класса, что ты тогда чувствовал? Как долго ты шел к этому?
Алексей Серебряков: Вначале я очень не любил приседать, у меня сильно от этого болела голова, врачи мне ставили тогда диагноз «вегето-сосудистая дистония», но осознав все же важность приседаний и становой тяги для развития силы, я начал приседать через боль, через «не хочу», вначале раз в месяц, потом раз в три – две недели и боли в голове отступили. В четырнадцать я работал в приседаниях 120-150, в шестнадцать я уже приседал 220, ноги у меня всегда бешено прогрессировали, всегда были сильными, в семнадцать лет, когда мы с командой поехали на соревнования по пауэрлифтингу, я присел уже 292,5 килограмма в одних бинтах, стал пятым в категории, выполнив впервые норматив мастера спорта России и при этом присед у меня был самым лучшим на том турнире среди юниоров. Когда мы возвращались в поезде с турнира Вася Савиных с кем — то помню, поспорил на ящик коньяка, что я очень скоро выполню норматив МСМК, так в принципе оно и получилось. Я вернулся с турнира, отдохнул пару недель и начал усиленно тренироваться, помню, приседал 270 по четыре раза, добавляя каждую неделю по десять килограммов на штангу, через полгода буквально я сел уже на национальном чемпионате 360 килограммов в категории до 110 килограммов, это был рекорд России юниорский, соперником тогда у меня был Андрюха Маланичев, но я его тогда не знал совсем, в итоге я у Андрея выиграл и выполнил долгожданный норматив МСМК.
Сергей Длужневский: Как относятся к тебе, такому известному в силовых видах спорта человеку в твоем родном городе? Ты известная личность в городе, как на тебя реагируют на улицах люди, тебя узнают?
Алексей Серебряков: Определенная известность и узнаваемость на улицах есть у меня уже не только в Челябинске, меня узнают и в других городах страны, хотя никакой истерии по этому поводу я не замечаю. Недавно в поезде я слышал разговор, о том, что в Челябинске живут трое самых ярких спортсменов силовых видов спорта, из чего я делаю вывод, что жители нашего города гордятся нами и нашими достижениями. Меня очень часто зовут на местное телевидение, но я чаще всего отказываюсь от этих предложений по причине того, что формат их передач меня не устраивает, то есть уровень подачи новостей, на мой взгляд, слишком низок и примитивен, хотя несколько раз все же были интересные предложения и я с большим удовольствием на них отзывался, но это, к сожалению скорее исключение из правил.
Если десять — одиннадцать лет назад никто и не знал о «стронге», как о виде спорта, то сейчас в Челябинске об этом знает, наверное, каждый и никто и никогда уже не назовёт спортсмена – силовика «качком», то есть образованность населения в этом направлении очень выросла и в этом есть однозначно и наша заслуга, поэтому, конечно же, нашу популярность среди населения не могут игнорировать местные власти и соответственно определенную помощь от властей мы, конечно же, видим и ощущаем.
Сергей Длужневский: Я знаю, что у тебя была очень серьезная травма грудных мышц и до сих пор красноречивым напоминанием о ней являются шрамы на твоем теле, расскажи, пожалуйста, об этом? Как это произошло, какой был врачебный диагноз, как и где, проходил реабилитацию? Также около года назад я знаю, у тебя случилась серьезная травма четырехглавой мышцы бедра, как сейчас проходит твоя реабилитация после этого? Подскажи, пожалуйста, нашим читателям, каким образом, возможно, избегать травм, ну а если уж это случилось, то посоветуй как можно после них максимально быстро и полноценно восстановиться?
Алексей Серебряков: Впервые я сильно потянул свою грудную при борьбе на руках, силы тогда было «вагон», а дурости и удали молодецкой еще видимо больше, я играючи отдал сопернику руку и начал потом ее из этого не выгодного для борьбы положения выводить на себя, в итоге я услышал характерный хруст и почувствовал при этом сопутствующую боль и долгое время я, потом не мог тренироваться. Затем при выполнении МСМК я впервые надорвал свою грудную мышцу, жал я тогда что то около 200-210 в простой HD майке от фирмы Inzer, я очень тогда сильно переживал, помню из за травмы, «горел» я тогда пауэрлифтингом, а тут такая напасть, так вот мне тогда очень помогал массаж залечиться, я специально ходил для этого в институт физкультуры, там врач был спортивный тогда хороший, звали его Олегом.
На самом деле травмы меня преследуют постоянно, я рвал оба плеча, полностью оторвал правую грудную мышцу в 2001 году, надрывал левую, травмировал неоднократно поясницу и вот совсем недавно отхватил еще и отрыв четырехглавой. Я до сих пор, а прошло уже полтора года, не могу полностью восстановится после той травмы, не могу нормально сесть, в ноге постоянно какой-то жесткий комок, мышцы передней поверхности ноги натянуты как струна, спину видимо из-за того, что ноги имеют разную силу как то повело. Я садился 340 килограммов и на четвертом повторении просто видимо немного перенес вес тела вперед и тем самым выключив из движения ягодичные мышцы, увеличил нагрузку на ноги и все… Я упал на пол, штанга грохнулась на упоры в силовой раме и сразу же меня от болевого шока начало тошнить, пацаны мне сняли с ног бинты, гематома начала образовываться на глазах, когда меня домой привезли и помогли мне дойти, нога уже была чернущая и в обхвате, наверное, больше метра. Я около двух месяцев после отрыва лежал в кровати, гематома была жуткая, от пальцев на стопе и до самого живота, температура держалась 38-39 градусов, разрыв действительно был серьезный, в ноге лоскут мяса размером на 8*11*11 сантиметров оторвался, и там посередине образовалась полость. Потом я в течение месяца – полутора расхаживался по чуть-чуть, в начале по дому, потом начал спускаться к машине и выезжать за город, гулять по замерзшему озеру, фотографировать и по немного разрабатывать свою ногу.
Если говорить о профилактике травматизма, то я считаю ни в коем случае нельзя не доедать, нельзя ограничивать себя в воде и обязательно нужно принимать витаминные и минеральные комплексы во много раз превышающие рекомендуемые медицинские нормы. Как пример могу посоветовать прием Анимал Пака от фирмы «Юниверсал» и дополнительно еще магний и калий. Также необходимо всегда прислушиваться к себе и в идеале иметь рядом человека, который бы разбирался в тренинге и во время мог бы тебя остановить, то есть если ты пришел на тренировку и начал поднимать и в процессе чувствуешь себя не наполненным, чувствуешь что какой-то ты «разобранный» и «скрипучий», не нужно рисковать, надо поработать на средних весах и остановится. Лучше не доработать, чем травмироваться!
Сергей Длужневский: Я думаю, читателям было бы интересно узнать твою методику тренировок, расскажи, если возможно об этом? Сколько дней в неделю ты тренируешься? Кто является твоим спарринг — партнёром на тренировках? Есть ли у тебя ученики, которым ты передаешь свой опыт? В каком спортивном зале ты тренируешься? Нравиться ли тебе тренироваться в новомодных сейчас фитнес центрах?
Алексей Серебряков: Я постоянно езжу по тренажерным залам, в день когда надо жать сидя – я тренируюсь в тяжелоатлетическом зале у Миши Кокляева, когда надо тянуть становую я еду в зал к Эльбрусу Нигматулину, там есть хороший помост, ну и так далее, бываю я и в фитнес клубах, но обычно там я тренирую только плечи или провожу легкие тренировки, потому как оборудование в этих залах не позволяет приседать и тянуть серьезные веса, штанги хлипенькие там какие то. Мой тренинг сейчас в отличие от того, что я делал в конце 90-х и начале 2000-х и когда закладывалась база моей силы – инстинктивный, никаких строгих планов я уже не придерживаюсь, в дни, когда я не готов тяжело поднимать, когда ЦНС перегружена и мысли о приседе или тяге меня удручают, я спокойно иду в фитнес клуб и провожу там тренировку на этих новомодных тренажерах, чтобы расслабить голову и избежать монотонности тренинга. Тренинг пауэрлифтера и стронга кардинально отличается, на мой взгляд, потому как наработка техники и углов требует частых и планомерных тренировок, а в стронге об этом думать нет необходимости и соответственно тренироваться можно и нужно реже, раньше я ходил в зал строго три раза в неделю, работал в основном в соревновательной тройке, нарабатывая необходимый запланированный тоннаж и отрабатывая углы, сейчас я могу пойти в зал на следующий день после нагрузки, а могу придти и через три дня, все зависит от желания тренироваться и от восстановления после прошлой нагрузки. Сейчас, например, я дошел до очень серьезных силовых результатов в плечевом поясе и соответственно при запланированной тяжелой нагрузке мне необходимо отдохнуть и два и три дня иногда, чтобы не «порваться» и быть ментально готовым. Я просто поражаюсь тем атлетам высокого уровня, таким как Савицкас или Клюшев, которые занимаясь стронгом умудряются прогрессировать еще и в соревновательных движениях пауэрлифтинга, на самом деле это очень сложно, так как есть много стронговских специализированных движений, которые мешают полноценно восстановится и соответственно тренировать «базовую» тройку.
В пауэрлифтинге я сторонник жестких, запланированных на определенный срок и результат тренировок, когда я готовился раньше к соревнованиям я помню реально кроме тренировок и питания в течении трех месяцев ничего не видел и не хотел видеть, было полное самоотречение и соответственно был и отличный и быстрый результат. Раньше, в свою бытность пауэрлифтером я после двухмесячного отдыха от тренировок приходил в зал и спокойно помню, приседал 270 килограммов на 12 раз в одних бинтах, силища была в ногах колоссальная, нарабатывалась она месяцами и держалась, помню долго. За пару-тройку тренировок я легко тогда выходил на веса в 300-310 килограммов при этом сохранив указанные повторения. Без комбеза я будучи в хорошей форме садился 360 килограммов на 8 раз, недавно я видел подобные приседы у Игоря Гагина на видео ВКонтакте, увидел, поразился и вспомнил: «А помнишь, какие там были блины? Да, помню, обычные – средней длины!» Моя тренировка конечно была очень жесткая раньше, я ни применял никаких процентных схем, увеличение весов было линейным, не было разделения на легкие и средние нагрузки, была просто жесткая пахота и постоянное увеличение весов, проходки на веса перед турнирами и так далее, я называл свою методику «Кувалдовской» ))) Я всегда был сторонником зажатой и забитой мускулатуры, мне нравилось чувствовать своим мышцы постоянно наполненными, тренируясь эти три предсоревновательных месяца я вечно пребывал в некотором недовосстановлении, в этом есть свои плюсы и свои минусы, ты можешь легко порваться, но при этом ты отлично чувствуешь углы и твоя техника идеально отточена. Моя методика в пауэрлифтинге была построена на философском понятии «Бритва Оккама», что в переводе звучит как «Отрезай все лишнее», я ничего и никогда не мудрил, тренировки начинались со среднего количества повторений и ближе к соревнованиям планомерно добавляя веса я сокращал количество повторений и выходил в итоге на максимум. В день приседа я только приседал, в день жима лежа я тренировал трицепс и еще жал сидя, помню сидя без спинки я мог работать тогда на 6-8 раз с весом 160-170 килограммов, в день спины я делал тягу, подкачивал бицепс и тренировал спину на тренажерах и блоках.
Сейчас работая в стронговском стиле я люблю работать на силовую выносливость, лучшее, что я делал сейчас в приседе это 200*20, 220*20, 240*20, 260*20, 280*20, 305*17, при этом могу сказать со всей ответственностью, что методика приседа в 20 повторений действительно работает на строительство мяса и силы, это я проверил неоднократно на себе и своих знакомых, это как минимум панацея для тех, у кого есть травмы и кому они не позволяют ходить часто на большие веса.
Сергей Длужневский: Готов ли ты поговорить о применении фармакологии в процессе своих тренировок? Назвать применяемые препараты и их дозировки? Раньше, старая советская школа тяжелой атлетики пропагандировала, скажем, так прием метандростенолона, сейчас очень часто в литературе и в разговоре со спортсменами я слышу о страшной токсичности данного препарата и о необходимости полностью отказаться от оральных форм АС и переходить на одни инъекционные препараты, выскажи, пожалуйста, свое мнение по этому поводу.
Алексей Серебряков: Токсичность метандростенолона на мой взгляд – мифология! По крайней мере, в тех дозировках, которые я применяю, он никогда не оказывал на меня никаких побочных и отрицательных действий. Я убежденный сторонник того, чтобы каждую таблетку необходимо отрабатывать в зале, я могу поклясться чем и кому угодно, это может подтвердить Михаил Кокляев, что те самые приседы в 360 килограммов на 8 раз я поднимал всего на трех таблетках метана. У меня очень восприимчивые рецепторы, я сторонник приема именно метандростенолона, часто я обхожусь вообще без «масла», мои близкие друзья и «дилеры» у которых я беру «фарму» могут подтвердить, что я выше трех таблеток в день не принимаю, сейчас это получается 30 миллиграммов в день, раньше во времена 90-х это вообще было 15 миллиграммов. Я одно время экспериментировал с приемом фармакологии, применял высокие дозировки, пытался менять разные препараты и пришел к выводу, что мне все это не нужно, с высоких дозировок меня не прет, с приема, например винстрола в любой его форме я начинаю «рваться», с «масла» я очень часто выхватываю воспаление и температуру под 40 градусов и в это время не могу совсем тренироваться. В итоге я остановился на старом и добром метандростенолоне, единственное, что я недавно распробовал и с его меня не тянет в жар и нет температуры – это тестостерон пропионат, вот его иногда еще прокалываю для бодрости духа скажем так.. )))
Я хотел бы пообщаться с кем-нибудь из опытных специалистов в современной фармакологии, потому что я на самом деле не особо в ней и разбираюсь, я даже, наверное, лучше знаю как от не запрещенных, аптечных препаратов получить хороший результат.
Сергей Длужневский: Очень часто в статьях о тебе, я натыкался на информацию о том, что ты очень много внимания уделяешь режиму и питанию, считаешь это самым важным фактором успеха, не поменялось ли твое мнение об этом с течением времени, как теперь выглядит твой режим дня? Сколько приемов пищи у тебя, и какие они по количеству? Ты все также ешь по 50 яиц в день? Применяешь ли ты спортивное питание, если да, то какому отдаешь предпочтение?
Алексей Серебряков: Ты знаешь я до сих пор считаю питание залогом успеха в силовых видах спорта, но сейчас я уже не могу заставить себя начать питаться так, как питался в конце 90-х и начале 2000-х, я даже не знаю где найти мотивацию для этого, я ел же тогда просто неимоверно, те объемы пищи были просто грандиозными. Я делю пищу на два варианта: горючее для тренировок и роста — белки и углеводы и пища для удовольствия, у меня нет середины, ее просто не существует, я считаю. Я никогда не ел с аппетитом в тот период, я просто заправлял в себя необходимое количество нутриентов, скажем так, я помню, что даже Миша Кокляев приходил ко мне учиться питаться правильно, потому как у него отношение к пище иное. Сейчас я уже столько яиц не ем, переключился теперь больше на рыбу и птицу, но по качеству белка и по полноценности восстановления соответственно ничего лучше яиц нет, это я сам себе доказал экспериментально. Мясо я обычно ем только на ночь, потому как это тяжелая пища, в течении дня я ем обычно рыбу, с утра я ем 10-15 белков и примерно 5 желтков, несколько раз в день я обязательно выпиваю гейнер. Я вообще сторонник приема больших доз углеводов, мне помогает это избегать травм и чувствовать себя наполненным. Я обычно принимаю гейнеры без вкусовых добавок, потому как этот приторно сладкий вкус за годы тренировок очень напрягает, мне нравится гейнер от фирмы «Мультипауэр», всегда намешиваю себе две порции на прием. Витамины я принимаю чаще всего аптечные, обычно это компливит, дозировками не запариваюсь — забрасываю просто горсть таблеток. Если начинает болеть спина или воспаляются другие болячки, я прокалываю витамины группы «B», обычно это известная всем мельгамма. В день у меня выходит примерно 350-400 граммов белка, с каждым приемом пищи я обязательно принимаю углеводы, примерная калорийность суточного рациона 7000 килокалорий. Я много пью жидкости, не менее 2-3 литров в день, обычно это вода с лимоном, всевозможные соки, морсы и компоты, молоко я практически не пью. Стараюсь не есть жаренное и сладкое, все у меня обычно вареное и пареное.
Сергей Длужневский: Алексей, расскажи о своей личной жизни и о своей семье? Есть ли у тебя любимая девушка? Кто твои родители? Как они относятся к твоему профессиональному занятию спортом? Они же видят как тяжело, а порой и в ущерб своему здоровью тебе достаются все эти килограммы и победы, как они на это реагируют? Я знаю, что огромный вклад в развитие тебя, как личности и как спортсмена внесла твоя бабушка, Анна Михайловна, давай поговорим о ней?
Алексей Серебряков: Сейчас я живу с мамой и бабушкой, в своем родовом гнезде скажем так, с прежней девушкой я расстался, у меня есть подружки, но совместного проживания пока ни с кем нет. Я всегда и во всем советуюсь со своей мамой, она для меня самый близкий и авторитетный человек. Все 24 года которые я тренируюсь, мама была рядом, она знает всех моих друзей, она пропустила через себя все мои победы, все мои разочарования и травмы и в итоге она сейчас очень хорошо разбирается в специфике того, чем я занимаюсь. Мама – это моя отдушина, это бесконечный кладезь всевозможных знаний и мне очень интересно с ней общаться на любые темы. Моя мама настолько общительный человек, все понимающий и дающий действительно нужные и ценные советы, что мои друзья очень часто приезжают к нам в гости и своими проблемами и переживаниями делятся именно с нею.
Моя бабушка очень интересный и даже в чем то уникальный человек я считаю, ей сейчас 91 год, она до недавнего времени жила одна, причем это было ее непреклонное желание, которое она объясняла тем, что переехав к нам, она начнет лениться и бездействовать, на ее рабочем столе до сих пор лежат всевозможные биографии, поэтические сборники и исторические книги, она очень много читает, ее девиз по жизни «Пока я интересуюсь – я живу!» В школьные годы я жил у деда с бабушкой, все мои тренировки в начальном периоде она была рядом, готовила мне правильную пищу, интересовалась моими увлечениями, до сих пор она знает на память массу известных фамилий из бодибилдинга и пауэрлифтинга, общается с моими друзьями. Когда мне было тринадцать лет, бабушка предложила мне составить рассказ якобы для иностранных журналистов о моем пути в спорте, и вот мы с нею на немецком языке его составили, она очень аккуратно и ненавязчиво прививала мне знания и любовь к языкам, убеждала меня в успехе моих начинаний и всячески поощряла мои хобби и стремления.
Сергей Длужневский: Леша, укажи, пожалуйста, свои антропометрические обмеры? А также свои лучшие соревновательные и тренировочные результаты? Также очень бы хотелось узнать твои рабочие веса в базовых упражнениях и в упражнениях из арсенала силового экстрима?
Алексей Серебряков: На соревнованиях с прохождением допинг контроля я садился 412,5 килограммов, на тренировке у меня был лучший результат 425 килограммов на три раза. Лучший жим у меня 240 на три раза на тренировке без экипировки и соответственно на соревнованиях после подведения к контролю 240 килограммов. Тяга на соревнованиях 360 килограммов, а на тренировке лучшая тяга – 372,5 килограмма на два раза. Жим сидя я делал 170 килограммов на шесть раз. Подъем шара лучший 215 килограммов на высоту метр тридцать – это даже есть где то на видео у меня. Фермерская пробежка с чемоданами – 180 килограммов в каждой руке. В Супер Йоке я 440 килограммов я ходил, причем ходил довольно быстро. Что касается обмеров, то могу назвать обхват рук, который достигал 61 сантиметр, шея 58 сантиметров, бедро я намерял себе 90 сантиметров.
Сергей Длужневский: Поведай всем нам секрет своей фантастичной трапециевидной мышцы, что это генетика или какой-то изощренный и специализированный тренинг? На форумах я встречал бурные споры по поводу твоих трапеций, некоторые даже утверждали, что туда вкачан синтол или тетравит, я думаю, настало время поведать страждущим истину! )))
Алексей Серебряков: Все это такая херня! Люди болтают какую то чушь несусветную! ))) Какой дурак будет себе закачивать синтол в трапецию? Для чего? Всему виною тяжелые приседания со штангой видимо, когда пошли серьезные веса начала расти и трапециевидная мышца, думаю это была защитная реакция организма на возрастающие нагрузки на верх спины, в течении двух лет примерно все это и происходило, изначально никаких предпосылок генетического характера к обладанию такой трапецией я у себя не наблюдал…
Сергей Длужневский: Как ты относишься к развитию в России альтернативного пауэрлифтинга? Вредит ли это на твой взгляд пауэрлифтингу? На лицо огромная массовость в данных федерациях при проведении турниров, постоянный рост уровня проведения соревнований и даже возможность сильнейшим спортсменам зарабатывать своими выступлениями хоть какие то деньги, но при все при этом, происходит падение значимости званий «Мастер спорта» и «Мастер спорта международного класса», а также огромное количество всевозможных «мега» чемпионов, в которых уже можно запутаться — выскажи свое мнение по этому вопросу, пожалуйста?
Алексей Серебряков: С одной стороны я вижу, что пауэрлифтинг становится популярней в стране и в его ряды соответственно вливается все больше и больше народу, а с другой стороны обилие всех этих допинговых и бездопинговых, экипировочных и безэкипировочных версий меня немного удручает. В мое время не было никаких разделений на майки и супер майки, на тренировки в экипе и без ее, я в экипировке вообще тренировался пару раз перед соревнованиями всего, а все остальное время я поднимал без экипы. Мы никогда не стремились к выполнению КМС, я даже выполнив МС не стал оформлять представительство на получение звания, потому как среди ребят с которыми я тогда общался показателем крутости был лишь норматив МСМК. А сейчас я вижу в залах, в которых занимаюсь кучу ребят, которые пожали 150 килограммов и выполнили КМС или МС и при этом они так преисполнены значимости случившегося, рассказывают всем о секретах своего результата и у меня это вызывает как минимум удивление. Любой хорошо подготовленный легкоатлет приседает больше 200 килограммов, как же тогда ты приседающий меньше можешь называть себя пауэрлифтером? Наверное, это все же мой максимализм, который в спорте признает только высшие достижения, заставляет меня критиковать и не понимать такой пафос сегодняшних молодых пауэрлифтеров. Я считаю, что силу и крутость необходимо мерить поднятыми килограммами на штанге, а не титулами и званиями, потому как с образованием кучи всяких федераций и ассоциаций титулы и регалии обесценились. По мне Кирилл Сарычев лучший жимовик России, его 315 килограммов были выполнены изумительно чисто и красиво, от того, что он выступает при этом в альтернативных федерациях, его результаты не становятся менее значимыми! Поэтому я не против альтернативы, я за результаты, показанные при хорошем судействе и согласно общепринятым правилам.
Сергей Длужневский: Расскажи о том, как ты оказался в «стронге»? Какими были первые соревнования, сколько времени тебе пришлось нарабатывать те специфичные качества силовой выносливости и скорости, которые так необходимы в силовом экстриме, чтобы результативно выступать? Кто являлся твоим наставником в этом направлении?
Алексей Серебряков: Впервые по силовому экстриму я выступал еще, будучи действующим пауэрлифтером, произошло это на Украине, это был какой то крупный турнир и на нем участвовали такие серьезные парни, как Василий Вирастюк, Николай Мельников, Раймонд Бергманис и Андриуш Мурометс, по итогу соревнований я был просто поражен их силою, так как сам имея тогда очень серьезные силовые результаты так и не смог пробиться в призеры. Затем я травмировался и решил уже не возвращаться в пауэрлифтинг, а переквалифицироваться в силовой экстрим, мы с Эльбрусом начали вместе готовиться к турнирам и ездить по стране. Ко всему мы приходили методом проб и ошибок, самостоятельно изготовили необходимое оборудование, вначале тренировались в обычном зале, затем в подвале, а потом договорились с площадкой в легкоатлетическом манеже и вот там, результаты резко пошли вверх, потому, как условия для тренировок стали максимально походить на соревновательные.
Сергей Длужневский: Сейчас на форумах и социальных сета идут споры о том, что силовым видам спорта не хватает пиара, что необходимо всеми способами и методами самостоятельно пытаться рассказать о себе в средствах массовой информации, есть противники такой назойливой и не скромной саморекламы, а есть наоборот сторонники, которые считают, что любой самопиар будет нести пользу силовым видам спорта и дословно говорят что: — «Пиара много не бывает!», я хотел бы услышать твое мнение по этому поводу?
Алексей Серебряков: В первую очередь ты должен делать свое дело, если ты будешь делать его хорошо, если ты будешь интересен зрителям, если кроме силы у тебя есть ум, есть юмор и умение говорить, если ты яркий и нестандартный – тебя заметят. Публичные люди своим примером мотивируют и привлекают массы в спорт, и в этом я не вижу ничего плохого, но всему я считаю, есть мера и когда благие действия, например благотворительность, используется только ради того, чтобы создать прецедент и рассказать в очередной раз о себе «любимом» — это как раз таки пример пиара — ради пиара..
Сергей Длужневский: Как ты относишься к интернет — битвам на силовых форумах и в социальных сетях? Очень многие известные люди нашего спорта были замечены в таких спорах, и это не всегда думаю положительно, в итоге сказывалось и сказывается на их имидже.
Алексей Серебряков: Ты знаешь, мне не интересны эти «вечные» споры о невыпрямленных локтях Кравцова и так далее, я не вижу в них смысла, но я частенько открыто высказываю свое мнение о происходящем в стране. Недавно например меня взволновала ситуация с девчонками из Пуси Райт и РПЦ и я жестко высказался насчет этого на своей странице ВКонтакте и на других интернет ресурсах, тем самым разошелся во мнениях со многими своими знакомыми – вот эти баталии по мне, вот это мне действительно интересно. Тема религиоведения всегда меня привлекала, я интересовался шумерской цивилизацией, греками, славянами, историей происхождения религий и так далее и в итоге, будучи верующим человеком, я прекрасно понимаю разницу между верой и религией. Вера не тождественна религии. Я верю в общий закон мира, я верю в общее информационное поле Земли, я верю в принцип возвращения энергии, я верю по умолчанию в принцип, емко названный в Библии «Не навреди ближнему своему!». Русская православная церковь, в том виде какая она сейчас есть, это обычная зарегистрированная по всем правилам коммерческая организация, а по факту она имеет столько привилегий и полномочий, освобождена от уплаты налогов и так далее и тому подобное. Это действительно влиятельная организация, манипулирующая людьми. Ещё раз произнесу : вера не тождественна религии.
Сергей Длужневский: Расскажи про ситуацию с развитием силового экстрима в России после смерти Владимира Турчинского, практически все сильнейшие спортсмены данного направления вернулись или попробовали по крайней мере вернуться в свои профильные виды спорта, неужели обстановка в «стронге» на самом деле такая плачевная?
Алексей Серебряков: Для того, чтобы силовой экстрим начал опять развиваться я считаю должен появится лидер, человек за которым пойдут массы, кто сможет вокруг себя сплотить людей, кому будут верить и кто сможет стать знаменем силового экстрима России — Владимир Турчинский был таким человеком и именно поэтому у него это в прежние времена получилось. Я могу назвать нескольких людей, которые, на мой взгляд, сегодня популярны в СМИ, у которых есть авторитет, которых приятно слушать и на кого приятно смотреть – это Сергей Бадюк, Эльбрус Нигматулин и это, конечно же, Михаил Кокляев. Миша как то спросил меня, хотел ли бы я вернуться в большой пауэрлифтинг? Я тогда ответил ему: «Нет!» Мы тогда были первыми, первопроходцами так скажем, мне было интересно присесть за 400, перешагнуть за сумму в тонну килограммов, но сейчас я уже этим не болею, мне очень хочется реализовать себя в других направлениях, успеть сделать очень многое в жизни и не ограничиваться только спортом.
Сергей Длужневский: Расскажи о своем увлечении фотографией, когда ты пришел к этому? Я знаю у тебя, было несколько фотографических выставок, расскажи, где они проходили и как на них реагирует критика? Первые твои работы в основном были связаны со спортом, сейчас ты все дальше и дальше уходишь от этой темы, что для тебя фотография в твоей жизни? Это переросло из разряда увлечений в нечто более серьезное? Чье творчество из мэтров фотографии тебе ближе всего? Что ты предпочитаешь больше: пленку или цифру?
Алексей Серебряков: Фундаментальное изучение изобразительного искусства, искусства фотографии и архитектуры у меня с самого детства, у меня на полках до сих пор стоят эти книги и альбомы, я много смотрел их, читал и изучал, скажем, так я усиленно занимался самообразованием. Ну и соответственно понятие композиции ты впитываешь в себя так, как люди, которые много читают, впитывают в себя правописание и априори не могут сделать ошибку в правильности написания «жи» и «ши» например или в «тся» и «ться». Кто то возможно считает меня снобом, но я не могу ничего с собою поделать, когда человек, с которым я общаюсь или переписываюсь, делает такие грубые и банальные ошибки в правописании или произношении слов, я уже не могу относиться к нему на равных, я понимаю, что он не читает и соответственно для меня он становится неинтересен.
Меня всегда завораживала фотография, я в детстве смотрел на обложки альбомов Pink Floyd – «Человек с лампочками», «Горящие люди», «Обратная сторона луны», «Призма» и так далее и думал: «Блин! Это же, как надо организовать пространство, чтобы через фотографию передать эту бешеную энергетику!» И вот когда я травмировался в 2001 году у меня после операции осталось немного денег, и я купил себе в Германии первый свой фотоаппарат Nikon 65 пленочный и так как я много месяцев вообще не мог тренироваться и очень долго даже не мог руку вверх поднять я стал всю свою энергию вкладывать в фотографию, в образ и выражение себя через объектив фотокамеры. Помню я, фанатично тогда отдался фотографии, с упоением читал о ней, познакомился с интересными людьми, которые давали мне практические советы и возможность работать в студии со светом, мир был очень ко мне благосклонен, он начал вращаться вокруг меня скажем так, это происходит всегда, когда ты очень чего либо хочешь – тебе идут в руки нужные книги, ты знакомишься с нужными людьми и так далее. У меня, кстати, есть определенные сомнения в академическом образовании, я считаю, что настоящими профессионалами становятся тогда, когда сами искренне интересуются чем то и до чего-то сами доходят после прочтения и изучения материала, а не когда тебе банально начитывают лекции.
Я никогда не разделял спортивную жизнь и творческую, это постоянно шло параллельно в моей жизни, и я всегда пытался раскрыть себя через визуальный образ, через фотографию, я столько отсмотрел работ, столько уже в этом поднаторел, что уже могу отличить в работе искренность от неискренности. Сейчас с появлением и обилием возможности фотографировать на цифру появилось очень много пустого, я называю это – планктоном, это не является искусством и тем самым яркие звезды фотографии стали еще сильнее видны на фоне этой посредственности, но чтобы начать понимать это и различать, нужно пройти определенный путь. Мы недавно с тобою обсуждали творчество чешского фотографа Яна Саудека, так вот второго такого нет и не будет, сейчас в мире многие пытаются подражать ему, но это все не искренне, это пародия, иногда хорошая, иногда посредственная, но это уже не интересно. Научить технике фотографирования можно и медведя, а вот умение нестандартно мыслить, понимать и чувствовать жизнь, в этом и скрыт настоящий художник. Мне, будучи известным спортсменом, сейчас в творчестве приходится работать еще более серьезно, это накладывает на меня определенную ответственность, это сравнимо с тем, что сын известного театрала делая свою карьеру в театре, вынужден постоянно доказывать, что он на сцене благодаря своему таланту, а не родительской протекции. Я работаю в творчестве не на любительском уровне, я работаю наравне с профессионалами и мне всегда очень приятна оценка тех, кто не знает меня, я раньше специально подписывал свои работы под ником «Hopeaurho», то есть художники не могли знать, кто скрывается под этим никнеймом и только те, кто знаком с фино — угорской группой языков мог знать, что это переводится как «Серебряный богатырь».
У меня было четыре фотовыставки в Челябинске, они были хорошо встречены критиками, я конечно же хотел бы сделать выставку в Москве, я думаю это было бы интересно общественности, причем отбирая фотографии на выставки и анализируя свои старые, начальные работы я вижу в некоторых из них очень много «мына», может быть техника и способ передачи был тогда у меня проще и менее отточен, но мыслил то я искренне, мыслил то интересно ))) Вся суть работы именно в «мыне», этот термин от Бориса Гребенщикова, он рассказывал как то историю о том, что один мальчик в каком то удмуртском селе очень хорошо играл на каком то национальном инструменте и старейшины этого села отправили его учиться в консерваторию, и вот став известным уже музыкантом он через десять лет вернулся к себе в село и дал концерт перед этими старейшинами. Они послушали его и сказали: «Здорово конечно, но «мын» пропал!»
Я начинал с 35 миллиметровой пленки, потом был период, когда я фотографировал на цифру, теперь я опять вернулся к пленке, но уже среднеформатной. Со мной всегда постоянно несколько фотоаппаратов и у меня был, например такой случай, когда я работал со средним форматом, отсняв всю фотосессию, а сделав три кадра цифровым фотоаппаратом, которым я по сути дела замерял экспозицию, чтобы не прогадать с пленкой, а в итоге осмотрев все варианты снимков, я выбрал по итогу именно цифру.
Из мэтров фотографии я отметил бы как экспериментатора, философа и работника с неведомым и достаточно страшным это, конечно же, Джоэль-Питер Уиткин, у него очень сильные и интересные, на мой взгляд, философские эксперименты с человеческим телом. Его работа под названием «Анна Ахматова» настолько пронзительно передает ощущение поэтов серебряного века — это просто гениальная вещь я считаю! Да он шизоид, да он псих, но он черт подери гениальный псих и этим он интересен мне. Салли Манн, женщина, которая снимала свою семью на протяжении нескольких лет, ее работы очень необыкновенны и чувственны, она очень мне нравится как художник, ее техника называется амбротипия, она работает с жидким коллодием на стеклянных пластинах. Если говорить о fashion фотографии, то нельзя не назвать основоположника этого стиля Хельмута Ньютона, его фотографии очень прямолинейны, его свет очень жесткий, все его снимки с историей, он гениальный фотограф я считаю. Если говорить о чистоте стиля, где нет лишних пятен, сбивающих композицию, то я бы назвал Ричарда Аведона, у него в этом плане идеальные работы я считаю. Если брать работу со светом, то это Уолкер Эванс. Если это фотографические инсталляции, например огромная комната и люди в ней все в изюме, то это Сэнди Скоглунд. Если брать репортажную фотографию, то это Анри Картье-Бессон, который работал в агентстве «Magnum Photos». Из наших российских фотографов я отметил бы Александра Родченко, его мастерство фотографировать «Лейкой», его смелое построение кадра и эксперименты с ракурсом – выше всяческих похвал я считаю. Если подвести итог вышесказанному, можно увидеть. Что для меня важна философия и чистота в фотографии, если честно мне уже хочется блевать от красоты и ванили, мне уже не интересны все эти «певцы псевдо красоты».
Фотография для меня это очень интересная и, наверное, даже любимая тема, я иногда читаю об этом лекции перед аудиторией, и говорить о ней я могу долго и много, я могу рассказывать о стилистике и каждом фотографе отдельно, так как тщательно изучал и интересовался этим вопросом.
Сергей Длужневский: Я знаю, ты пишешь стихи, прочитай что-нибудь, пожалуйста, которое могло бы стать эпиграфом к нашему интервью? Что для тебя поэзия? Когда пришло данное увлечение? Чье творчество тебе близко, кого ты мог бы назвать своим учителем?
Алексей Серебряков: Я постоянно с книгой, с самого детства, в периоды травм, когда появляется время вынужденного бездействия я усиленно и жадно читаю, недавно вот перечитал почти всего Эрих Мария Ремарк. Я всегда очень интересовался поэзией Бродского, мне очень нравится как он «строит», нравятся его мысли, нравится его «нобелевский» оборот – очень сложные, интересные стихи полные метафор, гипербол, сравнений. Мне близка восточная поэзия, но здесь очень важен перевод, половина японских хокку, хайку и танка переведены Аркадием Стругацким и это надо сказать наложило очень сильный отпечаток на его жизненную философию. Когда развивался скандал с Пуси Райт я перечитывал произведение Стругацких «Трудно быть Богом!» и просто черпал оттуда вещи как нельзя кстати подходившие под происходящее, вот например – «Там где царит серость к власти всегда приходят черные» или еще «Нам не нужны умные, нам нужны верные!» Я очень люблю Сергея Довлатова, я постоянно его перечитываю, могу взять книгу и с любой страницы читать и цитировать его, я часто таким образом проверяю людей с которыми общаюсь, понимает ли он тонкие шутки Довлатова, интересен ли он ему – ведь чувство юмора я считаю — это также показатель интеллекта. Довлатов для меня, это как для физиков шутки про Кота Шредингера ))))
Сергей Длужневский: Расскажи, пожалуйста, о своем увлечении парфюмерией? Что это для тебя? Откуда столько разнообразных и разносторонних увлечений и интересов?
Алексей Серебряков: Это моя сакральная тема на сегодня, я много изучаю сейчас данное направление, общаюсь с людьми, читаю лекции по этому вопросу, причем у меня есть даже отдельная тема для детей, она называется «Занимательная парфюмерия». Я близко дружу с кинорежиссером Виктором Петровым, который за свой фильм «Барак» был удостоен высшей кинематографической награды «Ника», так вот у него есть свой детский летний лагерь, и вот мы с ним там пытаемся развивать детей, вселить в них желание учиться и познавать жизнь, хотим заинтересовать их кинематографом, искусством, спортом и так далее..
Все у меня начиналось с банального коллекционирования, приезжая на соревнования, я чтобы закрепить в памяти впечатление о городе покупал новый аромат, затем лет пять – шесть назад мне стало интересно, как производятся ароматы, и я стал усиленно искать информацию об этом в интернете – я нашел общество «Любители парфюмерии», стал общаться с людьми которые пытаются сами производить ароматы, узнавать новые и новые подробности и все больше интересоваться вопросом, я начал посещать специальные магазины, которые завозят в Россию ароматические натуральные вещества и ароматическую химию для экспериментов с производством ароматов и так далее…
У нас в России не так много людей увлекающихся данным вопросом и пишущих на эту тему, мы все друг друга знаем, хорошо общаемся и дружим, это например такие мои коллеги, парфюмерные искусствоведы как: Сергей Борисов из Красноярска и Элина Арсеньева из Санкт — Петербурга. К сожалению, в России сейчас интересного и необычного в парфюмерии делается очень мало и в основном лишь парфюмерами — любителями, а те, кто работают на фабриках и крупных заводах в основном занимаются подделками или их продукты просто не пользуются популярностью, но я все же надеюсь на возрождении парфюмерии в России, у нас очень славная история в этом вопросе и ее необходимо знать и ценить я считаю! В парфюмерии нужно проводить ликбез, ликвидировать эту безграмотность и пошлость, основная масса жителей нашей страны читает Дарью Донцову от парфюмерии скажем так, а вот интересные и искренние вещи они просто пока не могут понять, вот именно этим я сейчас и пытаюсь заниматься.
Ни для кого не секрет, что несколько веков назад парфюмерия была только натуральной, но благодаря химическому синтезу появились всем известные «Шанель», «Коти». Мы очень обязаны «химикам» за появление многих направлений в парфюмерии, например, выходя из тренажерного зала после тренировки, мы частенько пользуемся гелем с запахом озона или морской свежести, но никто не задумывается, что до 1971-1972 года не было ничего такого, все это произошло благодаря синтезу таких веществ как колон, а до этого свежесть в парфюмерии решалась через лимон, вербену, лаванду и розмарин например и таких интересных моментов в истории парфюмерии очень много.
У меня дома есть мини лаборатория веществ, так сказать палитра, если сравнивать парфюмера с художником, и я пытаюсь их смешивать, это на самом деле очень интересно и познавательно, есть определенные законы смешивания, есть так называемые определенные «скелеты» и «костяки», вначале появляется идея, набросок, направление, а потом уже на нее нанизываются варианты, экспериментируя, приходит опыт и умение, короче это очень творческая и интересная вещь на самом деле! Я с огромным бы удовольствием поработал бы в лаборатории какого-нибудь известного парфюмера, ради того, чтобы набраться опыта.
Сергей Длужневский: Алексей, ты слышал про историю с твоей землячкой олимпийской чемпионкой 2012 года Марией Савиновой? До начала Олимпийских Игр в Лондоне губернатор Челябинской области Михаил Юревич заявил, что золотые медалисты, представляющие регион, получат один миллион долларов в качестве призовых. Однако после завершения Олимпиады чиновник заявил, что Савинова денег не получит, поскольку представляет сразу три региона – Челябинскую, Свердловскую и Московскую области. Выскажи свое мнение об этом, пожалуйста? Это правда, что по городу все улицы увешаны ее плакатами и позиционируют ее на них именно как жительницу Челябинска? Я знаю, что в далеком 1998 году, ты столкнулся с таким же обманом и произволом, со стороны местных властей, когда после победы на юниорском чемпионате мира в Тайване, тебе отказали в обещанной за победу квартире, это обычное явление среди челябинской власти я понимаю? Расскажи подробнее о тех событиях?
Алексей Серебряков: Мое мнение, что правильным было бы так, являясь жителем сразу трех городов России, она должна была получить от каждого по 333.000 долларов. Но я очень плохо знаю эту ситуацию, мне лишь коротко о ней рассказывал Эльбрус Нигматулин, поэтому возможно мое мнение ошибочно. Что касается плакатов и рекламы с Савиной по городу — да все именно так. Что касается моей давнишней ситуации с обещанной квартирой я уже об этом и забыл совсем, думаю проблема не в том, что «кидать» нормальное явление для челябинских властей, думаю все намного проще и строится на нашем национальном «Авось» – пообещали и не выполнили, авось прокатит, авось не отсудит, я тогда просто махнул рукой и не стал ругаться – в моем случае видимо «прокатило» ))))
Сергей Длужневский: Кто является твоим имиджмейкером? Ты периодически меняешь свой имидж, что на это влияет? Ты любишь эпатировать публику и привлекать к себе, таким образом, внимание или это все же нечто другое?
Алексей Серебряков: Все мои прически делает Наталья Тойвокайнен, это моя бывшая девушка, мы очень долгое время прожили с ней вместе, она очень умная, образованная и творческая натура, ее интересы очень разнообразны. Мы вместе с ней изучали историю религии и историю культуры, она интересуется квантовой физикой и при этом является одним из самых лучших парикмахеров в России — она очень интересна в общении и мы до сих пор хорошие с ней друзья.
Человек не может быть вне контекста чего либо, то есть мы, уже затрагивали вопрос о том, что человек, который пишет безграмотно, в первую очередь мало читает, так вот твой внешний образ – это отражение тебя внутреннего, я в первую очередь делаю все это ради себя, я сам себя так чувствую и ощущаю, а эпатаж и желание шокировать публику это уже второстепенное.
Сергей Длужневский: Я знаю, что ты пробовал себя на телевидении, расскажи подробнее об этом начинании и о твоих сегодняшних планах и перспективах в этом направлении? Как вообще ты относишься к теме кинематографа? Тебе было бы интересно попробовать себя в актерском мастерстве? В роли кого ты хотел бы себя попробовать? Расскажи о своих пристрастия в киноискусстве, назови фильмы, режиссеров и актеров которые смогли поразить тебя?
Алексей Серебряков: У меня есть старший товарищ, сценарист и кинорежиссер Петров Виктор Дмитриевич, я тебе о нем уже говорил, у него высшая кинематографическая награда России – Ника, полученная им за фильм «Барак», общение с этим человеком дает мне очень многое в плане развития кинематографического, скажем так кругозора. Я очень часто советуюсь с ним, например, у меня был опыт работы в качестве оператора любительского, психоделического фильма, я снимал сцену в небоскребе и после монтажа данной сцены возник вопрос писать мое имя в титрах фильма как оператора или нет, но самого фильма – его конечного, смонтированного варианта я еще не видел и посоветовавшись с Петровым попросил меня не вписывать, потому как очень важно зайти в кинематограф правильно, не оступившись на старте. Мы очень часто ездим с ним в Питер, там живет его семья, ходим в музей и на выставки, обсуждаем увиденное и не смотря на то, что мой взгляд на фотоискусство и кинематограф уже определенным образом сформировался мне очень интересно общаться с ним как с профессионалом своего дела и черпать от него знания.
Если говорить о том, что мне нравится в российском кинематографе, то однозначно это Андрей Тарковский, тут я думаю даже не нужно комментировать. Еще мне нравится Алексей Балабанов – он очень откровенно говорит о тех вещах в нашем современном мире которые привычно замалчиваются, он поднимает эти серьезные темы и говорит о них простым и понятным думаю многим языком, конкретно я бы хотел упомянуть его фильмы «Про уродов и людей», а также фильмы «Брат» и «Брат2». Также мне импонирует творчество Алексея Герман, один из его фильмов, который произвел на меня неизгладимое впечатление, испортил настроение, но однозначно всколыхнул и не оставил равнодушным, это «Хрусталев, машину!», он изумительно точно смог передать на мой взгляд то смутное и тяжелое сталинское время, когда в один миг ты мог из короля превратиться в пешку, когда по одному только подозрению ты мог быть арестован и раздавлен той страшной государственной системой.
Из мирового кинематографа я хотел бы отметить режиссера Терри Гиллияма, этот британский режиссер с тонким английским юмором снял такие фильмы, как «Двенадцать обезьян», «Страх и ненависть в Лас Вегасе» поставленный по роману Хантера Томпсона и «Страна приливов». В свое время он и еще пять режиссеров объединились в «Монти Пайтон» и делали очень интересную юмористическую программу. Мне также нравится немецкий кинорежиссер Михаель Хайнеке, у него есть сложный, психологический фильм «Пианистка» снятый по произведению нобелевского лауреата Эльфриды Елинек. Если рассматривать операторское искусство, то я хотел бы отметить работы известного оператора и фотографа Кристофера Дойла.
Если говорить о великих личностях и интересных судьбах в кинематографе то я бы упомянул обязательно немецкого кинорежиссера и фотографа Лени Рифеншталь, её документальные фильмы «Триумф воли» и «Олимпия» сделали её активным пропагандистом Третьего рейха. «Олимпия» вообще необыкновенный, поразительный и провокационный фильм об Олимпиаде в Германии 1936 года. Лени прожила долгую и очень удивительную жизнь, начинала как танцовщица, затем была ведущим режиссером национал социалистической партии, после второй мировой войны на протяжении 20 лет жила в Африке и открыла миру через свои фоторепортажи нубийские племена Судана, а в возрасте более 70 лет занялась видеосъемкой под водою и за последние три десятилетия своей жизни совершила более двух тысяч погружений. Лени Рифеншталь является одним из самых известных кинематографистов мира.
Что касается меня и моего места в кинематографе, я стараюсь не сидеть на месте, говорить о планах дело не благодарное я считаю, самое главное, на мой взгляд, оставаться голодным и интересующимся и тогда жизнь тебя выведет и направит туда, куда нужно. Хочется сделать, что то интересное, я мог бы вести передачу по типу своей стены ВКонтакте и рассказывать о том, что меня самого интересует в жизни, она могла бы называться «В гостях у Алексея Серебрякова» и каждый раз тема передачи была бы отличной от предыдущей, например в одной я рассказал бы о парфюмерах из провинции Грасс и встретился бы с Бертраном Дюшофором, человеком который создал более ста ароматов и 28 из них стали «классикой», в другой рассказал бы о том, как выращивают тюльпаны в Голландии и так далее и тому подобное… )))
Сергей Длужневский: Я знаю, что ты хорошо рисуешь и интересуешься архитектурой, расскажи подробнее об этом, откуда в тебе это умение и увлечение? Ты специально, где то этому учился?
Алексей Серебряков: Изначально я хотел поступать не в спортивный институт, а в архитектурно строительный институт в Екатеринбурге, я специально занимался для этого графикой, рисовал тушью и так далее.
Я вообще рисую с самого детства, моя мама строитель – архитектор и работала в проектном институте и все ее окружение в те «серые» восьмидесятые и девяностые годы были в «авангарде» что ли, в те времена у всех в квартирах были обои на стенах, а у этих людей я видел совсем иное, их квартиры были необычно декорированы, они сами ровняли стены и проектировали дизайн, их кульманы стояли на помостах и так далее, приходя с мамой, в гости к этим людям, я окунался в какой-то сказочный мир, и это оставило неизгладимое впечатление во мне. Все дети сидели с взрослыми за одним столом и слушали взрослые разговоры, общались с нами, я помню всегда на равных, постоянно занимались с нами — мы много рисовали, читали и смотрели красочные иностранные журналы, участвовали в «капустниках», конструировали и так далее. Я помню, у мамы в институте архитекторы сконструировали рыцаря в латах из бумаги и картона в человеческий рост, там такое было изумительное владение материалом и техникой, что издалека этот рыцарь выглядел реальным, я был тогда просто в восторге, я помню. Мы, будучи детьми, постоянно рисовали, нам выдавались краски, карандаши и мы совместно с взрослыми изучали новые техники рисунка, это было очень познавательно и интересно, как говорит Бьорк – «Я не могла не петь, потому, как вокруг меня пели и танцевали все!», так вот, я не мог не начать рисовать и интересоваться искусством, потому как вокруг меня все было просто пронизано этим. Это были необычные люди, передовые я бы сказал, без клише и стереотипов, настоящие либералы в моем понимании слова! У них в те времена уже были плакаты Энди Уорхола, мы обсуждали сюрреалистические картины, мы слушали первые записи Наутилуса Помпилиуса, еще на бобинах, в то время о нем еще даже не знали в России, а мы его уже слушали.
Сергей Длужневский: Я хотел бы попросить тебя сказать напутственные слова молодым ребятам, которые только начинают свой путь в «Мир силы», чтобы ты посоветовал им, от чего бы хотел предостеречь?
Алексей Серебряков: Самое главное интересоваться, если нет интереса к жизни, к происходящему и окружающему не будет и прогресса! Интересуйтесь, читайте, смотрите, познавайте, анализируйте – вот наверное самое важное и главное в жизни и самосовершенствовании.