Ошибки в пауэрлифтинге. Часть первая. (Александр Луговой)

Ошибки в пауэрлифтинге. Часть первая.

Переступив порог моей первой “качалки” в 16 лет, я не подозревал, что штанга заведет меня так далеко и определит мою дальнейшую жизнь.

Моя первая силовая тренировка началась с “разминки”, и уже через несколько минут я не технично приседал со штангой, которая весила 40 килограмм, было это чуть больше семи лет назад. А на этой неделе (апрель 2020), я выполнял тягу штанги весом 410 килограмм и присед со штангой 350 килограмм на 3 повторения — технично и с запасом. За эти годы я собрал внушительный багаж знаний, бесценный и горький опыт, и этот опыт, порой, стоил мне собственного здоровья, результата, времени и, как минимум, нервов близких мне людей.

Ошибки в пауэрлифтинге. Первая часть.
Все мы совершаем ошибки, приобретая разные последствия. Иногда последствия сложно сгладить, и они становятся серьезным препятствием для раскрытия собственного потенциала, а иногда они ломают физически или психологически. Без опыта и знаний миновать ошибки невозможно, последствия которых, могут стать такими, что спорт станет не нужным или недоступным. Учитесь на своих ошибках, а лучше всего, учитесь на ошибках других людей. Конечно, ошибки совершенные другими, мы никогда не повторим, ведь мы умней! Так думает почти каждый из нас, также думал и я. Но этот бесценный опыт может послужить ключом к спортивному долголетию и высоким спортивным результатам.

На своем спортивном пути я допустил уйму ошибок и шел на неоправданный риск. За первые два года занятий в тренажерном зале, методом проб и ошибок, я пытался организовать эффективный тренировочный процесс. Анализируя свои ошибки, я получил опыт, который я эффективно реализую и по сей день. Весь мой тренировочный подход того времени был одним большим опытом, эти годы можно охарактеризовать топтанием на месте и постоянной переоценкой своих возможностей. Тогда я ещё не выступал на соревнованиях по пауэрлифтингу. На тот момент у меня не было тренера или хотя бы более опытного наставника, но после поступления на первый курс вуза у меня появился такой человек. Именно этот переломный момент я считаю своей отправной точкой в мир спорта и физической культуры.

Но все же главную ошибку я допустил уже будучи опытным спортсменом. Восемь дней тяжелой комы сломали меня физически, но не психологически. И через месяц после выхода из реанимации я уже начинал тренировки не с 40 килограммовой штангой, а с пустым грифом. Я начинал с нуля. Произошло это чуть менее двух лет назад.
С тех пор мой путь в спорте разделен на все что было до и все что стало после.

Имея за спиной большой опыт, собственный и моих спортсменов, я решил этот опыт задокументировать и представить широкой публике, дабы обезопасить Ваш спортивный путь и минимизировать количество лишних шагов на пути в достижении Вашей цели.

Первую часть цикла статей “Ошибок в пауэрлифтинге” можно обобщить к спорту в целом. В дальнейшем я буду раскрывать специфику нашего вида спорта — спорта сильных духом. Итак, начнем!

Отсутствие тренера (наставника).

Банальность, которая может послужить причиной всех ваших неудач на тренировках и соревнованиях (если Вам вообще повезет выступить).

Спортсмен подобен кораблю, вышедшему в море, которому для достижения своей цели необходим бывалый капитан (тренер) и опытная команда (его спортсмены).

Отсутствие прогресса, с присущим снижением мотивации, постоянное присутствие повышенного травматизма, без которого можно обойтись. Все это может послужить весомой причиной для того, чтобы “повесить штангетки на гвоздь”, уйти из спорта и забросить Ваше хобби, которое вполне может стать Вашей основной деятельностью. Эти достижения обязательно настигнут Вас, выйдя в свободное плаванье без своего капитана.

Если Вы новичок, то отсутствие результата из-за отсутствия тренера, станет для Вас закономерностью. Результат в данном контексте – это реализация спортивного потенциала спортсмена, в условиях соревновательной деятельности.
Значение тренера в подготовке спортсмена – сложно переоценить.

Выбор тренера – задача не из простых. Главное, что Вам необходимо знать и понимать, при выборе тренера, это:

  • Если Вы решили погрузиться в спорт, а не заниматься физкультурой или фитнесом, то Вам однозначно необходим спортивный тренер, а не инструктор тренажерного зала или более опытный знакомый. Тренер в данном контексте – специалист, руководящий подготовкой спортсменов.
  • Визитной карточкой каждого тренера, является его спортсмены-воспитанники и их результаты, а не снимки отзывов о работе “тренера” из мессенджеров. Результат, показанный на соревнованиях, это главный показатель знаний, опыта и возможностей специалиста, в области подготовки спортсменов. Это главный критерий при выборе тренера.

Бывает так, что атлет наполнен решимостью и стремлением достичь успехов в спорте, но у него нет наставника, который направит эти амбиции, а может и одаренность (которой и Вы можете обладать) в нужное русло. Так было и со мной. Мой спорт ограничивался стенами нашей “качалки”, с ростом количества дисков на штанге моё стремление быть лучшим очень быстро овладело мной. Веса на штанге росли, в 17 лет я уже выполнял тягу 235 кг, при собственном весе 83 кг. Но я понимал, что это все не то. Я понимал, что главным ограничивающим меня фактором является отсутствие более опытного наставника. Я понятия не имел, что такое методика спортивной тренировки, режим восстановления, правильная техника выполнения упражнений или оптимальная техника выполнения. Я мечтал выступить на соревнованиях, выполнить спортивное звание, установить рекорд, но даже понятия не имел как подать заявку на это мероприятие. Всё свободное от учебы время я сидел в интернете и читал, читал, читал. Я пытался найти для себя верный тренировочный подход, но вся полученная мной информация была противоречива. Каждый автор статьи, книги или комментария на форуме видел развитие силы по-своему, меня это только вводило в заблуждение.

Каждую тренировку я выжимал из себя максимум, как физически, так и психологически. Сейчас мне кажется, что именно тогда я и растерял свой психологический резерв, энергии был океан. Сейчас все более размеренно, я уже не бегу на тренировку сломя голову и не засыпаю с мыслью о том, как завтра буду поднимать штанг. Мне уже не все равно сколько дисков весит на грифе, даже и не знаю, хорошо это сейчас или плохо. Конечно, подобного рода фанатизм и максимализм не приведут спортсмена-новичка ни к чему хорошему, но обуздав источник подобной энергии в спортсмене можно его направить на максимизацию спортивного результата, но только с помощью воздействия на спортсмена педагогических методов.

Сейчас я понимаю что похоронил бы свой результат в стенах своего первого тренажерного зала и лишился нынешней жизни, если бы не переезд в другой город, и знакомство с моим первым тренером.

Именно тогда я проникся значимостью тандема – тренер-спортсмен.

Тогда я понял что тренер – это специалист, который не только пишет тренировочный план и наблюдает за техникой, внося свои коррективы по мере необходимости, но это и педагог, который руководит процессом воспитания гармонично развитых спортсменов, готовых бежать, плыть, ехать или поднимать тяжелую штангу эффективно, вступая в тактическую и психологическую борьбу с соперником, а порой и с самим собой.

Педагог, который заменит в спортсмене хлипкий фундамент из мотивации на дисциплину и знания, что в свою очередь даст более устойчивый спортивный результат. Педагог, который развеет все сомнения атлета, сформирует фундаментальные спортивные принципы и понятия.

В мире есть успешные спортсмены, результаты которых говорят сами за себя. Эти спортсмены тренируются и поднимают на соревнованиях без руководства тренера, их единицы. Но каждого из этих спортсменов к этому выдающемуся результату привел тренер. Каким бы Вы не были одаренным, Вы неминуемо столкнетесь с проблемой самореализации без наставника. Если Вы без этого тандема поднимаете тяжелые штанги, то знайте, вместе Вы готовы поднять гораздо больше.

На сегодняшний день с развитием фитнес-индустрии и спорта в России и Мире, для развития пауэрлифтинга настали благоприятные времена. Скорость обновления мировых рекордов и появление новых значимых лиц в нашем виде спорта тому подтверждение.

Как известно, большинство спортсменов-пауэрлифтеров в России тренируются и растут в фитнес-клубах, но с ростом численности этих заведений численность спортивных тренеров не возросла пропорционально. И возвращаясь к абзацу о решительности и стремлении атлетов к выдающимся результатам, у которых попросту нет возможности заниматься с тренером персонально, я рекомендую таким спортсменам обратиться к онлайн-тренеру, для дистанционного тренинга. Это уже давно стало не крайностью, а прекрасной возможностью максимизировать свои возможности в спорте.

Начиная свой спортивный путь, у меня не было возможности тренироваться персонально, просто потому что у нас в городе не было такого специалиста или даже более опытного спортсмена. Работа с онлайн-тренером уберегла бы меня от многих ошибок и неверных решений в тренировочном процессе. На сегодняшний день с развитием информационных технологий такая возможность появилась у каждого.

За семь лет в пауэрлифтинге, я тренировался как самостоятельно, так и под руководством троих сильных тренеров-педагогов, иначе я никак не могу обозначить этих значимых для меня людей. Свой вклад в мое развитие, как спортсмена, они вносили не только путем написания тренировочного плана, но и путем развития во мне самых сильных физических и психологических качеств, посредством различных педагогических методов воздействия.

Подход к подготовке спортсменов у всех троих был абсолютно разным. Я не буду на этом заострять внимание и вдаваться в подробности, скажу лишь что, пройдя три разные школы подготовки спортсменов, я сформировался не только как спортсмен, но и как тренер. На сегодняшний день мое формирование как тренера не завершено, я продолжаю учиться и развиваться в этом направлении, ведь время не стоит на месте, а пауэрлифтинг не застрял в девяностых, как некоторые “специалисты”. Когда я закончу развиваться как тренер, на этом моя тренерская деятельность закончится.

Три разных педагогических подхода дали мне понимание того, что спортсмен подобен алмазу, а тренер занимается его огранкой и количество граней будет завить от прилагаемых усилий тренера и спортсмена, которые будут подкреплены знаниями тренера, а также дисциплиной и терпением спортсмена. Это я к тому, что если тренер для Вас не является авторитетом, и Вы прилагаете куда больше усилий в поисках верного пути собственного развития, то это не Ваш тренер. Но есть и обратная сторона медали.

Читать по теме: Тренинг подростков со взрослым тренером

Если “спортсмен” обладает развитым юношеским максимализмом, необоснованной уверенностью в себе, отсутствием терпения и присутствием горячей головы на плечах, то работа под руководством тренера это не его путь, его путь небытие.

Спасибо за внимание! Продолжение следует…

Автор: Луговой Александр

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *