Вопросы и проблемы научных исследований в пауэрлифтинге. Краткий обзор научных публикаций

Сахибгареев Ринат,  г. Санкт-Петербург.

Сведение об авторе: Сахибгареев Ринат – тренер по пауэрлифтингу, научный сотрудник.

Аннотация: В настоящей статье представлен краткий обзор научных публикаций по пауэрлифтингу. Перечислены изучаемые проблемы, направления исследований, показаны примеры экспериментов. Впервые примерно оценено состояния научных исследований по пауэрлифтингу на момент публикаций (все результаты приводятся на момент публикации статьи). Так же, рассмотрены некоторые вопросы методологии пауэрлифтинга. Перечислены встречающиеся ошибки и трудности в исследованиях по пауэрлифтингу.

Ключевые слова: исследование атлетизма, силовые виды спорта, обзор исследований, научная статья, спортивная педагогика, теория пауэрлифтинга, научный эксперимент, выборка спортсменов, прикидка, выборка спортсменов.

Information about the author: Rinat Sahibgirey powerlifting trainer, researcher.

Annotation. A brief overview of the scientific publications on powerlifting is presented in this article. The author describes the studied problems, lists the research areas, shows the experiment examples. For the first time, the results of the scientific research on powerlifting was approximately evaluated (all data is given at the time of publication this article). Also, some issues of the powerlifting methodology are discussed. The existent errors and difficulties in the powerlifting research are listed.

Keywords: athleticism research, power sports, research review, scientific article, sports pedagogy, powerlifting theory, scientific experiment, sample of athletes, estimation, sample of athletes.

Вопросы и проблемы научных исследований в пауэрлифтинге. Краткий обзор научных публикаций

Среди силовых видов спорта специалисты (4, 5, 9, 12 и другие) выделяют и атлетические виды: тяжелая атлетика, пауэрлифтинг, гиревой спорт, бодибилдинг, т.н. силовой экстрим, кроссфит, кросслифтинг, армрестлинг, армлифтинг, пауэрспорт и другие. Атлетизм многообразен, имеет древнейшую историю, и пауэрлифтинг в этом мире сегодня становится мейнстримом. Феномен именно силового (медленно) подъема снаряда, в практике российского атлетизма возник давно. Исторические формы которого, сильно отличаются от современных. Состязания по пауэрлифтингу проделали большой путь совершенствования, не прекращающийся и сегодня.  Пауэрлифтинг сегодня является самостоятельной идеей, имеющую свою неповторимую, специфическую и уникальную (субъектную) проблематику. Многочисленные атлетические занятия и атлетические состязания привлекают не только спортсменов, но и исследователей. В настоящей работе приведён краткий и обобщенный обзор научно-исследовательских публикаций за последние время специалистами по пауэрлифтингу. Развитие атлетизма давно изучается специалистами (Тэнно Г. П., Сорокин Ю. К.1968, Мороз Р. П. 1984, Остапенко Л. А., Шубов В. М. 1986, Воробьев А.Н. 1987, Плехов В. Н. 1990, Лапутин В. Г. 1990, Шубов В. М. 1990, Понамарев В. Н., Богащенко Ю. А. 1991, Остапенко Л. А. 1994, Дворкин Л. С. 1997, 2003, Муравьев В. Л. 1998, Шейко Б. И. 1999, Бельский И. В. 2003, Виноградов Г. П. 2006, 2009, Шейко Б. И. 2011, Замчий Т. П. 2012,  Шейко Б. И., Емельянов Е. И., Давыдович М. Г. 2013, Бодюков Е.В., Юров В. В. 2015, Аксенов М. О. 2016, Хотимченко А.В. Верещагин М.В. Бянкина Л.В. 2016, Симень В. П. 2017, Макарова Г.А., Ачкасов Е. Е., Чернуха С. М., Евстигнеев П. И., Белогубова С. Ю. 2017, Самсонова А.В. 2017 и другие). За историю существования атлетизма накопился богатый эмпирический опыт, служащий источником активного научного изучения и решения возникающих проблем соревнующихся атлетов (1, 2, 3, 4, 7 и другие). Однако, процесс формирования теории, начавшись с получения опытных данных, проходит долгий и сложный путь и завершается построением фундаментального знания и специфических теорий, чего нельзя сказать о сегодняшнем состоянии теории (6, 8, 11 и другие). Таким образом, возникает проблемная ситуация в познания атлетизма.

Научное исследование начинается с постановки проблемы. Круг изучаемых проблем в пауэрлифтинге отечественными специалистами очень широк. Современная научная проблематика в отечественном атлетизме вообще является одной из ведущих в мире, но далеко не исчерпывающей и решенной. Нами определено, что в исследовании проблем пауэрлифтинга и спортивной деятельности пауэрлифтеров педагогическое (то есть связанный с обучением, воспитанием и тренерской работой) направление являются ведущим (60% работ), относительно естественнонаучных (связанных с медициной, биологией, техническими науками и многими другими).  Изучаются: методики тренировок, физическая подготовка, планирование нагрузок и управление тренировочным процессом, выбор тренировочных средств подготовки, контроль и анализ спортивной деятельности, разработка тренировочных программ, соревновательная статистика пауэрлифтинга и другие проблемы. Психолого-педагогические исследования (проблемы личности спортсмена, саморегуляции, психической подготовки, мотивации), работы по биомеханике (анализ движений, модельные показатели, оптимизация движения), физиологии (процессы адаптации и восстановления, функциональная подготовленность, переносимость нагрузки, особенности кровообращения и другие проблемы), биохимии (контроль, питание), спортивной медицине (допинг, восстановление и профилактика травм, клинические исследования) и изучение социальных проблем (допинговые девиации, антидопинг, общественная работа, развитие федерации) являются так же актуальными.

Из всей совокупности выше перечисленных исследований более половины включают в себя экспериментальное исследование, остальные работы являются теоретическими. Сутью эксперимента является выделение переменных (некоторых характеристик) в изучаемой проблеме, с которыми исследователь работает – воздействует на них в процессе спортивной подготовки, контролирует условия эксперимента и регистрирует изменения в переменной. Хорошо поставленный эксперимент, как и грамотный подход к решению проблемы требует больших знаний спортивной подготовки и тренировочный опыт. Не удивительно, что отдельные работы содержат ошибки в организации исследования, но это тема отдельного обсуждения. В основном исследования пауэрлифтинга представлены экспериментами в естественных условиях (в процессе тренировочной или соревновательной деятельности). Здесь сказывается отечественная тяжелоатлетическая научная традиция. Преобразующих типов экспериментов больше, чем констатирующих. Среднее время проведения эксперимента – 9 месяцев. Выборка (исследуемые спортсмены) характеризуется как непосредственными участниками изучаемых проблем – пауэрлифтерами, так и атлетическими (тяжелая атлетика, гиревой спорт, различные варианты жима лежа, массрестлинг, бокс и другие), игровыми (волейбол) и циклическими (лыжи)  видами спортсменов. Выборка в среднем составляет 23 спортсмена. Необходимо отметить, что в некоторых исследованиях встречаются неполные описания выборки. Не указываются возраст спортсменов, пол, квалификацию, дисциплину, весовую категорию и даже количество исследуемых пауэрлифтеров. Неполное описание, по нашему мнению обусловлено спецификой пауэрлифтинга, динамичностью его развития и сложностью организации репрезентативной  выборки.

Специалистами исследователями применяются как обще теоретические методы (анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, аналогия, моделирование), так и экспериментально – эмпирические (наблюдение, анкета, беседа, эксперимент и другие).  В рассматриваемых работах используются: методы контроля нагрузки; измерение педагогических, биомеханических параметров мастерства и физической подготовленности; диагностика энергофункциональных параметров спортивной работоспособности и адаптации; измерение и учет антропометрических параметров физического развития, контроль психических состояний , новые технические средства работы с информацией и множество других.

Для наглядного представления об экспериментах в исследованиях в таблице 1 приведены описания поставленных экспериментов на примере 10 разных работ (10 конкретных научных публикаций, тему исследования и Ф.И.О. автора (-ов) не публикуем).

Таблица 1. Примеры исследований по пауэрлифтингу.

Пояснения:

1- в колонке 4 указаны количество человек выборки (сколько исследовалось пауэрлифтеров в экспериментальной группе и сколько пауэрлифтеров было в контрольной группе сравнения, где эксперимент не проводился);

2 — в большинстве статей отсутствует пояснение специализации пауэрлифтеров, кроме специально указанных (например, жим лежа, смотри внизу таблицы – исследование № 6,7.);

3 – «прикидка» (или т.н. «проходка») или в троеборье, или в жиме лежа;

4 – контрольные результаты в тестах общей физической подготовленности (отжимания, прыжки, подтягивания, бег и т.д.);

5 – количество выборки в контрольной группе в статье не указано;

6 – исследование проводилось без деления на контрольную и экспериментальную группу;

7 – в статье подразумевается экспериментальные группы, но количество исследуемых жимовиков не указаны;

8 – в статье не указаны какие именно изучались спортсмены силовых видов спорта;

9 – так же не указана специализация атлетов, изучалась методика подготовки в становой тяге.

Краткий обзор научных публикаций и поверхностное рассмотрение исследований выявляет большой перечень изучаемых проблем в пауэрлифтинге, разнообразие методических подходов и экспериментальных планов, дизайна исследования, сложности в стандартизации исследований, трудности в построении теории на основе эмпирического опыта или наоборот, умозрительные построения. Поэтому нельзя сказать, что исследования представлены высоко специализированными и идеальными знаниями.

Так, например, часто в экспериментальных исследованиях используется методика т.н. соревновательной «прикидки» спортивного упражнения. Это измерение достижений атлета и результатов эксперимента. В пауэрлифтинге этот способ контроля заимствован из тяжелой атлетики, где он исторически сложился. При этом у «прикидки» отсутствует методологическое  обоснование и общепринятые протоколы для применения в научном исследовании. Методика должна отражать еще и соревновательные правила общественных организаций пауэрлифтинга проводящих соревнования. Эти правила подчиняются скорее сложившимся историческим традициям организаций, чем имеют фундаментальное и  онтологическое объяснение. То есть, правила «прикидки» могут влиять на результаты исследований, но обсуждение этой проблемы требует отдельного разговора.

Некоторыми авторами экспериментальная часть своего исследования рассматривается в качестве выявления только частных результатов. В целях придания конкретности, якобы достоверности изучаемых педагогических явлений. Результаты эксперимента или обобщены только в рамках своей темы исследования, или же вовсе только констатированы, без обсуждения, без ссылок на аналогичные исследования, или похожие исследования. Нет осмысления практических результатов, понимания для общей теории подготовки пауэрлифтеров (теоретическая значимость исследования). Это частая ошибка начинающих исследователей. Она отражает проблему общей методологии пауэрлифтинга и слабость понятийного мышления исследователей. Или же пауэрлифтинг для них является всего лишь средством для решения сугубо частных вопросов, которое для развития пауэрлифтинга ничего не дает.

Есть проблемы плагиата и автоплагиата статей, несоответствие темы и содержание статьи, могут отсутствовать практические рекомендации по применению в спортивной подготовке результатов исследований. По нашему мнению эти трудности связаны с особенностями изучаемой проблемы, решаемыми задачами конкретного исследования, статусом атлетической науки, её репутации, мотиваций исследователей и многих других причин.

Таким образом, обзор выявил большой перечень изучаемых проблем в статьях по пауэрлифтингу, где приоритетным направлением является педагогическое.  Представленный главным образом работами по проблемам спортивных достижений. Публикации отражают проблемный уровень развития знаний о пауэрлифтинге. Теория пауэрлифтинга в исследованиях больше носит эмпирический и утилитарный характер.  Что говорит об этапе активного накопления знаний в пауэрлифтинге (10, 11) в настоящий период. Заимствованные знания, интуитивный характер решения проблем в пауэрлифтинге и эмпирический опыт способствует формированию и современной общей методологии атлетизма. Соответственно существуют проблемы в учебных материалах и образовательных программах для специалистов в пауэрлифтинге.  Нельзя сказать, что исследования представлены высокоспециализированными знаниями. Это задача для будущих исследований.

Использованная литература.

  1. Аронсон М.В., Озолин Э. С., Шустин Б. Н. Анализ информационных материалов по тяжелой атлетике. // ХХIV Международная научно практическая конференция по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире» материалы конференции МГОСГИ г. Коломна 2014 г. 481 стр. 311-315 стр.
  2. Баранов В.Н., Шустин Б. Н. Тематика диссертационных исследований по физической культуре и спорту в 2011 г. // Журнал Вестник спортивной науки №2 2012 г. 3 стр.
  3. Баряев А. А., Мишарина С. Н., Злыднев А. А., Иванов А. В., Клешнев И. В., Евсеев С. П., Шелков О. М., Мосунов Д. Ф. Особенности научно-методического сопровождения процесса подготовки спортсменов-параолимпийцев. // №3 2008 г. 13 – 18 стр.
  4. Виноградов Г. П. Атлетизм как национальная идея формирования здорового образа жизни. // Журнал Теория и практика физической культуры и спорта №10 2006 г. 55 – 57 стр.
  5. Дворкин Л. С. Силовые единоборства. Атлетизм, культуризм, пауэрлифтинг, гиревой спорт.// Ростов на Дону. «Феникс». 2001. — 382 стр.
  6. Зациорский В. М. Нам чужд культуризм. // Газета Советский спорт 23 марта 1963 г.
  7. Лукьянов Б. Г. Экспериментальное обоснование тренировочных нагрузок по силовому троеборью спортсменов-разрядников. // Б.Г. Лукьянов, Плохов В.К., Степанов В.С. Проблемы физического воспитания студентов: тезисы докладов 3 Республиканской научно-практической конференции. Уфа, 1990 г. 63-66 стр.
  8. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет. // Санкт- Петербург, 2003 г. 16 стр.
  9. Стриханов М. Н. , Савинков В. И. Физическая культура и спорт в университетах: статистический и социологический анализ. // М. ЦСП и М. 2015 г. 150 стр.
  10. Селуянов В. Н. Эмпирический и теоретический пути развития теории спортивной тренировки. // Теория и практика физической культуры 1998 г. №3, 46-50 стр.
  11. Шарипова М. Ф., Ибатуллина Р. М. Перспективы развития пауэрлифтинга на современном этапе. // Современные методы организации тренировочного процесса, оценки функционального состояния и восстановления спортсменов: Материалы Всероссийской научно-практической конференции г. Челябинск, 24-25 Октября 2017 г. в 2 т. под. ред д.м.н. проф. Е. В. Быкова. Челябинск Урал ГУФК 2017 г. том 2, 380 стр. 282-284 стр.
  12. Всероссийский реестр видов спорта. // Официальный сайт Министерство спорта Российской Федерации.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *